Север и рынок. 2015, N 3.
пусть намного короче. Так, при использовании маршрута Роттердам - Йокогама расстояние по южному маршруту через Суэцкий канал составляет 11 205 морских миль. При использовании Северного морского пути расстояние сокращается на 3860 морских миль, т. е. на 34 %. Кроме России, такой маршрут привлекателен также для США, Канады, Дании, Норвегии, ЕС в целом, а также Китая и Японии для трансконтинентальных перевозок грузов. Для России Северный морской путь - это также возможность развивать связи со странами Атлантического и Тихого океана. В первую очередь, этот маршрут важен, конечно, для перевозок минерального и углеводородного сырья из арктических регионов страны. И в целом этот путь позволяет связать западные районы России с Европейским Севером, севером Сибири и Дальнего Востока. Для Ненецкого автономного округа морской транспорт - единственная возможность для перевозки грузов и обеспечения жизни населения. Важно, что СМП может обеспечить грузоперевозки не только в направлении запад - восток, но и в направлении север - юг, используя внутренние водные пути сибирских рек. Однако есть ряд моментов, которые тормозят превращение Северного морского пути в реальную транспортную артерию как для нужд страны, так и для транзитных потоков других стран [3]. С 2012 г. Россия начала проводить законодательные реформы, направленные на модернизацию управления и регулирования Северного морского пути. Так, РФ закрепила свои претензии на контроль над судоходством по всей трассе СМП в Федеральном законе от 28 июля 2012 г. № 132 ФЗ. В статье 2 закона дается следующее определение: «Плавание в акватории Северного морского пути, исторически сложившейся транспортной коммуникации Российской Федерации, осуществляется в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим законом, другими федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами». Транспортная система СМП является сложнейшим технико-технологическим и организационно-экономическим образованием, характеризующимся следующими составляющими: • грузы (основные виды) - насыпные, генеральные, наливные; • направление перевозок - Северный завоз, каботаж, Дудинское направление, транзит по СМП; • грузовой транспорт; • портовое хозяйство; • транспортная инфраструктура - ледокольный флот, вспомогательный флот, службы безопасности, гидрометеорологического и навигационного мониторинга; • подсистема экономического регулирования. Основную часть грузопотока по СМП (более 85 %) в настоящее время составляют «Северный завоз», поставки из Арктики нефтегазового сырья и межпортовый каботаж. По данным Владимира Михайличенко, исполнительного директора «Некоммерческого партнерства по координации использования Севморпути», в последние годы увеличивается количество проводимых по СМП-трассе нефтеналивных судов. Он уверен, что за перевозками углеводородов - будущее Северного морского пути. Аналогичного мнения придерживается эксперт Института географии РАН Николай Осокин: «Месторождения, которые планируют разрабатывать на Ямале и на шельфе, частично ориентированы на азиатский рынок» [1]. Что касается грузовой базы, то тут мнение у всех экспертов однозначно: увеличения перевозок стоит ожидать в первую очередь за счет экспорта сырьевых ресурсов. Минимальную грузовую базу СМП формирует политика РФ в отношении освоения Арктики. Это промышленные, добывающие, снабженческие, разведочные и прочие грузы. Потенциальная база генеральных грузов в прямом направлении достаточно велика, как и навалочных - в обратном. Это, конечно, добавляет сложностей, поскольку транспортно-технологические системы для этих грузов различны. По мнению аналитиков отрасли, потенциальная грузовая база для северной ветви будет формироваться снабженческими и промышленными грузами из центрально-европейских областей России, отправляемыми для дальневосточных потребителей. Загрузка в западном направлении - морепродукты Охотского моря и Камчатки, а также концентраты горно-обогатительных предприятий Чукотки, Магаданской области и Камчатки. «Все эти грузы пригодны для транспортировки в контейнерах, что обеспечит минимизацию транзитного времени, сокращение расходов на грузовые работы в портах и практически полное исключение коммерческого брака при мультимодальной транспортировке грузов по схеме «от двери до двери» [4]. Кроме того, по словам руководителя ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александра Ольшевского, в процессе проводимых реформ получение разрешения на плавание в 31
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz