Север и рынок. 2015, N 3.
Abstract . Sustainable and dynamic development of cargo flows along the Northern Sea Route implies an integrated system of coordinated and interconnected political, economic, technical, organizational, and legal solutions providing transportation of various cargo including international, with the maximum benefits for the state and its Arctic territories. Currently, the lack of modern communication and navigation systems leads to significant operational risks. Coastal infrastructure in the Russian ports in most cases is not sufficient, and search and rescue capabilities along the Northern Sea Route need improvement. Inflow of investments in infrastructure, navigation, communication means and such a nascent area as forecasting ice conditions will create the potential for long-term growth of Arctic navigation. High cost and relative lack of development of such technologies say that their implementation, which could lead to mass commercial navigation through the Arctic, will require considerable time. Political openness of the Arctic waters for international navigation within a stable institutional framework is the result of political actions of Russia, which reforms and simplifies the mode of the Northern Sea Route. But likelihood of controversies regarding the jurisdiction, caused by different interpretations of the international law, may become an obstacle for development of international navigation. Keywords : the Northern Sea Route, cargo traffic, transit potential, icebreaker fleet, coastal infrastructure, legislative reforms. Северный морской путь - это единственная широтная магистраль, связывающая арктические и субарктические регионы Европы и Азии, объединяющая в единую транспортную сеть страны реки Сибири, сухопутные и воздушные виды транспорта, благодаря чему реализуется социальная программа завоза топлива, продовольствия и продукции для населения и предприятий Крайнего Севера. Эта трасса осуществляет транспортное обеспечение хозяйственного освоения нефтяных и газовых месторождений Арктического шельфа. Северный морской путь является альтернативным и кратчайшим водным путем между портами Европы и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Транспортная стратегия Российской Федерации относит развитие судоходства в бассейне Северного Ледовитого океана к приоритетным направлениям государственной политики при безусловном сохранении национальной юрисдикции в отношении СМП, государственного управления этой транспортной системой и обеспечения ее ледокольным обслуживанием. С уменьшением морского ледяного покрова в Арктике растут ожидания относительно коммерчески выгодного арктического судоходства. Повышение доступности природных ресурсов и более длительный период навигации делают Арктику более привлекательной как для добычи энергетических и минеральных ресурсов, так и для морского судоходства. В последние годы в арктических районах Дании, США, Канады создаются современные терминалы, вводятся в действие новые ледокольные суда; планируется также подписание долгосрочных контрактов со странами или компаниями, заинтересованными в грузоперевозках по трансарктическим «коридорам». Поэтому можно ожидать растущей конкуренции в Арктике за овладение основной частью международных грузопотоков. По оценкам экспертов этих стран, совокупный объем международных грузоперевозок по трансарктическим маршрутам к 2022-2025 гг. увеличится минимум вдвое в сравнении с 2014-2015 гг. В первую очередь, это будут перевозки нефти, сжиженного природного газа и контейнерных грузов. Глобальное потепление повышает роль Арктики в качестве местоположения международного транзитного пути, поэтому необходимо комплексно, оперативно развивать перевозочный сектор в арктическом регионе России, так как именно через этот регион проходят трассы наиболее коротких транзитных маршрутов в бассейне Северного Ледовитого океана [1]. Морской транспортный комплекс в Арктической зоне России играет важную экономическую роль в обеспечении жизнедеятельности населения и функционирования хозяйственных комплексов, прилегающих к трассе арктического побережья. Особо важную роль играют стратегические факторы, связанные с геополитическим и транснациональным значениями морского судоходства в Арктической зоне [2]. Использование экономического потенциала территорий Арктики и Крайнего Севера, обозначенное сегодня среди наиболее приоритетных направлений развития экономики страны, формирование новых маршрутов поставок российских углеводородов и необходимость более активного использования транзитных возможностей России требуют опережающего развития транспортной инфраструктуры региона. Эти задачи невозможно решить без улучшения условий перевозки и увеличения грузооборота на маршруте Северного морского пути. Сейчас основные морские маршруты между портами Европы, Дальнего Востока и Северной Америки идут через Суэцкий и Панамский каналы. Северный морской путь может стать реальной альтернативой вследствие следующих факторов. Во-первых, это избавит трансконтинентальных грузоотправителей от пиратских нападений на суда, которые стали крайне частыми на южных маршрутах. Более того, «Исламское государство» на Ближнем Востоке и война в Йемене в перспективе могут прервать поставки через Суэцкий канал, сделав их небезопасными. Во-вторых, Северный морской 30
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz