Север и рынок. 2015, N 3.

21.Rosneft and ExxonMobil Advance Strategic Cooperation, 2013. Available at: http://news.exxonmobil.com/ press-release/rosneft-and-exxonmobil-advance-strategic-cooperation (accessed 15.02.2015). 22.Norvegiya razreshila Statoil uchastvovat' v proektah s «Rosneft'yu» = Norway allows Statoil to participate in «Rosneft» projects. 2014 (In Russ.). Available at: http://pro-arctic.ru/20/03/2015/news/ 14561#read (accessed 20.04.2015). 23.Starinskaya G., Tovkajlo M., Rozhkov A. Igor' Sechin prosit deneg iz budushchego = Igor Sechin asks for many from the future // Vedomosti. 2014. № 3652 (In Russ.). 24.Dolya neftegazovogo oborudovaniya RF sostavlyaet okolo 25 % = Share o f the Russian oil and gas equipment is about 25 %. Agentstvo neftegazovoj informacii = Oil and Gas Information Agency (In Russ.). Available at: http://www.angi.ru/print.shtml?oid=2816537 (accessed12.03.2015). 25. Rossijskie kompanii smogut zamenit' inostrannoe neftegazovoe oborudovanie na otechestvennoe za tri-chetyre goda = Russian companies will be able to substitute foreign oil and gas equipment for domestic one during 3-4 years. 2014 (In Russ.). Available at: http://last24.info/read/2014/09/23/4/5627 (accessed 25.02.2015). 26.Holodkov V. M. Sankcii SSHA i Evrosoyuza protiv Rossii i rossijsko-kitajskoe ehkonomicheskoe sotrudnichestvo = The USA and European sanctions against Russia and Russian-Chinese economic cooperation. Rossijskij institut strategicheskih issledovanij = Russian Institute for Strategic Studies. 2014 (In Russ.). Available at: http://riss.ru/analitycs/6686/ (accessed: 16.01.2015). 27.Putin i prem'er-ministr Indii provodyat vstrechu s biznesmenami dvuh stran = Putin and Indian prime- minister conduct business meeting with the representatives o f the both countries. 2014 (In Russ.). Available at: http://ria.ru/economy/20141211/1037713200.html (accessed 25.03.2015). 28. Arktika: neftegazovye proekty v usloviyah krizisa = The Arctic: oil and gas projects in the crisis curcumstances (In Russ.). Available at: http://pro-arctic.ru/26/03/2015/news/14831#read (accessed 23.03.2015). 29. Litvinceva G. «Polyarnoe-bratstvo» vne sankcij = «Polar brotherhood» is beyond sanctions. 2014 (In Russ.). Available at :http://provehd.rf/community/21548-«polyapnoe-bpatstvo»-vne-sanktsiy.html (accessed 13.02.2015). УДК 656 (98) РАЗВИТИЕ ГРУЗОВЫХ ПЕРЕВОЗОК В АРКТИКЕ А. Б. Николаева кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем имени Г. П. Лузина Кольского научного центра РАН, Апатиты, Россия Аннотация. Устойчивое и динамичное развитие грузопотоков по Северному морскому пути подразумевает целостную систему согласованных и взаимосвязанных политических, экономических, технических, организационных и правовых решений, позволяющих с максимальной выгодой для государства и его арктических территорий обеспечить перевозки различных, в том числе международных грузов. В настоящее время отсутствие современных средств связи и навигации приводит к значительным эксплуатационным рискам. Береговой инфраструктуры в российских портах в большинстве случаев не хватает, а поисково-спасательные возможности вдоль Северного морского пути требуют улучшения. Приток инвестиций в инфраструктуру, навигацию, средства связи и такую зарождающуюся область, как прогнозирование ледовой обстановки, создаст потенциал для долгосрочного роста арктического судоходства. Высокая стоимость и относительная неразвитость таких технологий говорят о том, что для их реализации, которая могла бы способствовать массовому коммерческому судоходству через Арктику, потребуется немалое время. Политическая открытость арктических вод для международного судоходства в рамках стабильных институциональных рамок - это результат политических действий со стороны России, которая реформирует и упрощает режим Северного морского пути. Но вероятность появления разногласий по вопросам юрисдикции, вызванных различным толкованием международного законодательства, может стать препятствием в развитии международного судоходства. Ключевые слова : Северный морской путь, грузовые перевозки, транзитный потенциал, ледокольный флот, береговая инфраструктура, законодательные реформы. DEVELOPMENT OF CARGO TRAFFIC IN THE ARCTIC A. B. Nikolaeva Luzin Institute for Economic Studies of the Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences Apatity, Russia 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz