Север и рынок. 2015, N 3.

предполагает развитие российского арктического сектора в «замкнутом» полусоветском режиме. Экономическая целесообразность подобного развития прошла проверку в советское время. Вторая модель является противоположностью первой. Она предполагает полную внешнеэкономическую открытость, максимально возможную интернационализацию Северного морского пути (СМП). Экономическая целесообразность этой модели абсолютно не просчитана. Фактор ВТО, который мог быть просчитан, учитывая, что заявка СССР в ГАТТ была подана, еще и общая тенденция диалога ВТО - Россия складывались в направлении вступления России в эту организацию. Однако первая работа, посвященная перспективам Российской Арктики после вступления страны в ВТО, появилась только в 2013 г., т. е. после того как страна вошла в эту международную организацию[4]. С нашей точки зрения, наиболее приемлемой является третья модель, основанная как на сочетании российских и иностранных инвестиций, так и на учете отечественных и зарубежных приоритетов пространственного развития. Нефтегазовая добыча в Арктическом регионе требует наличия современной техники, создания особенных и уникальных инженерных сооружений и для разработки, и для добычи газа и нефти, в то же время необходимо обеспечение технических средств инфраструктуры относительно прибрежной составляющей нефтегазовых компаний, а также значительные капиталовложения и инвестиции[5, 6]. Рассматривая внешнеполитические предпосылки развития российского бизнеса в Арктике, необходимо отметить, что для иностранных компаний и государств сотрудничество с государственными компаниями в лице «Газпрома» и «Роснефти» более безопасно с политической точки зрения, так как оно способствует участию в значимых проектах, хотя реализация этих проектов может откладываться на неопределенное время. Как «Газпром», так и «Роснефть» рассматривают Арктический регион в качестве одного из значимых направлений своего экономического развития. В зону их интересов попадают практически все перспективные районы Арктического шельфа. Надо сказать, что обе компании также осознают положительные моменты от международного партнерства и сотрудничества и хорошо обосновывают их необходимость. Директор по геологоразведочным работам и развитию ресурсной базы «Газпром нефти», Алексей Вашкевич отвечает следующим образом на вопрос о таком партнерстве: «Реализация арктических шельфовых проектов является весьма науко- и капиталоемкой задачей, требующей применения мирового опыта и передовых технологий, так что вопрос о возможности привлечения зарубежных партнеров закономерен. При обсуждении сотрудничества мы хотим одновременно решить такие вопросы, как разделение финансовых и технических рисков, с одной стороны, а с другой, - создать с партнерами научную базу и инфраструктуру, необходимую для эффективного осуществления проекта» [3]. При этом А. Вашкевич добавляет, что основой международного сотрудничества является сохранение активной и главенствующей роли «Газпром нефти». Так или иначе реализация арктических проектов, безусловно, весьма трудновыполнима, и без привлечения иностранных компаний требует больше времени. Хорошим примером является разработка Приразломного месторождения в Печорском море. Еще в 1994 г. необходимые затраты на освоение данного месторождения составляли 1.5 млрд долл. [7]. Будучи в концерне с «Росшельфом», «Газпром» заключает соглашение с австралийской компанией BHP Petroleum, в соответствии с которым иностранный партнер взял на себя половину эксплуатационных затрат и одновременно получил бы половину прибыли от добычи. Это сотрудничество закончилось в 1999 г. выходом BHP Petroleum из участия в дальнейших разработках по причине переориентации на более важные проекты и экономической нерациональности в силу падения мировых цен на нефть. Таким образом, план освоения Приразломного менялся и пересматривался неоднократно, также возросли и затраты на его разработку; добыча нефти на месторождении началась лишь в декабре 2013 г. Еще одним примером влияния совместного освоения месторождений на продвижение проектов и деятельности «Газпрома» является разработка Штокмановского месторождения. Причинами крайне медленного продвижения и временной «заморозки» проекта можно назвать как внутренние, так и внешние. К внутренним относится следующее: 1) открытие новых газовых месторождений в таких морях, как Средиземное, Каспийское, где климатические условия на порядок выше, и их разработка требует меньше инвестиций; 2) неоднократный пересмотр плана реализации проекта и, как следствие, его удорожание; 3) технологическое отставание «Газпрома»; 4) недостаточный опыт работы в Северном Ледовитом океане [3, 8]. Говоря о внешних причинах приостановки разработки Штокмановского месторождения, нужно начать с 2008 г., когда «Газпром», Statoil и Total подписывают соглашение о создании компании «Штокман Девелопмент АГ» для совместного освоения месторождения. C 2008-2012 гг. капитал компании имел следующее 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz