Север и рынок. 2015, N 3.

15.Prikaz Minfina Rossii ot 25.03.2011 №33n «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke sostavlenija, predstavlenija godovoj, kvartal'noj buhgalterskoj otchetnosti gosudarstvennyh (municipal'nyh) bjudzhetnyh i avtonomnyh uchrezhdenij» = Decree o f the Ministry o f Finances o f Russia o f 25.03.2011 N 33 «On approval o f the guidelines on the order o f formation and submitting annual quarterly accounting reports by state (municipal) budget and autonomous institutions». Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus» (data obrashhenija: 10.07.2015). УДК 338. 24 (985) НЕКОТОРЫЕ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО БИЗНЕСА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ Н. М. Межевич доктор экономических наук, профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПБГУ А. В. Куденкова магистр кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПБГУ, Санкт-Петербург, Россия Аннотация. Развитие нефтегазового сектора Российской Федерации в Арктическом регионе является хорошим примером обеспечения национальных интересов России в Арктике. В области добычи, разработки и эксплуатации нефтегазовых ресурсов ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть» выступают в качестве компаний-монополистов, с чьей деятельностью не может конкурировать ни одна ныне существующая компания на территории Российской Федерации в Арктическом регионе. Несмотря на то, что развитие их проектов зависит от таких составляющих, как ресурсный потенциал Арктики, наличие необходимых лицензий для разведывательной деятельности, наличие требуемого оборудования и прочее; нельзя не учитывать внешний фактор влияния, так как эффективность работы рассматриваемых компаний зависит и от совместной разработки месторождений, покупки технологий и оборудования, финансирования как внутреннего, так и внешнего, накапливания опыта и так далее. Рассматриваются некоторые внешние политико-экономические предпосылки развития российского нефтегазового бизнеса в Арктическом регионе в лице таких государственных компаний, как «Газпром» и «Роснефть». Затрагиваются вопросы влияния текущей внешнеполитической ситуации в регионе, влияния украинского кризиса, международного партнерства. Ключевые слова: Арктический регион, «Газпром», «Роснефть», нефтегазовая добыча, внешнее политико-экономическое влияние. SOME FOREIGN POLICY PRECONDITIONS FOR RUSSIAN BUSINESS DEVELOPMENT IN THE ARCTIC REGION N. M. Mezhevich Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of European Studies of the Faculty of International Relations of St. Petersburg State University A. V. Kudenkova Master student of the Department of European Studies of the Faculty of International Relations of St. Petersburg State University, St.-Petersburg, Russia Abstract. Development of the Russian Federation’s oil and gas sector in the Arctic region is a good example of ensuring the Russian national interests in the Arctic. In the field of development, extraction and exploitation of oil and gas resources JSC «Gazprom» and JSC «Rosneft» are considered as the monopolist companies, with which no existing company in the Russian Federation can compete in the Arctic region. Despite the fact that the development of «Gazprom» and «Rosneft» projects is dependent on such components as: resource potential of the Arctic, availability of the necessary licenses for exploration activities, availability of the required equipment and so on; at the same time, it is necessary to take into account the impact of external factors, as efficient work of these companies depends on joint exploitation of deposits, purchases of technologies and equipment, both internal and external financing, accumulation of experience, and so on. The article considers some of the foreign political and economic preconditions of the Russian oil and gas business development in the Arctic, represented by such state companies as “Gazprom” and —Rosneft”. Issues 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz