Север и рынок. 2015, N 3.

В течение рассматриваемого периода времени ситуация на рынке грузовых перевозок складывалась неоднозначно. Таблица 10 Изменение баланса оценок показателей деятельности организаций автотранспорта в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом (в процентных пунктах) Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. I II III IV I II III IV I II III Спрос на грузовые перевозки +43 +58 +59 +46 -68 -69 -93 -76 -68 +78 -69 Грузооборот +41 +54 +59 +34 -68 -69 -93 +66 -68 +78 -69 Численность занятых водителей грузовых автомобилей -26 -29 -1 +1 -55 -52 -70 -76 +2 +2 +2 Количество автомобилей -35 -23 -18 -25 +26 -80 - -77 - - +61 Тарифы на грузовые перевозки - - +4 +1 +55 +13 +70 -7 +70 - -3 Конкурентоспособность организаций -1 - +1 +1 - +1 +1 -5 - - +3 Как видно из таблицы 10, позитивная ситуация наблюдалась в 2012 г., резко негативная с некоторым исправлением ситуации в IV квартале - в 2013 г., неустойчивая - в 2014 г. Баланс оценок грузооборота автотранспортных организаций в третьем квартале 2013 г. сократился до минимального уровня за весь анализируемый период. Изменения численности водителей грузовых автомобилей в течение рассматриваемого периода варьировалось от отрицательных значений (максимальное - в IV квартале 2013 г.) до положительных в 2014 г. Количество автомобилей сокращалось на протяжении всего периода за исключением I квартала 2013 г. и III квартала 2014 г. Несмотря на то, что увеличение тарифов на грузовые перевозки происходило на протяжении почти всего периода (за исключением IV квартала 2013 г. и III квартала 2014 г.), большая часть организаций оценивала уровень тарифов как «менее чем достаточный». По итогам обследования в течение 2012-2014 гг. уровень баланса оценок обеспеченности организаций собственными ресурсами был нестабильным, наиболее сложной ситуация была в прошлом году и в I квартале текущего года. Динамика баланса оценок обеспеченности бюджетными финансами была разнонаправленной. Позитивная ситуация отмечена в III квартале 2013 г. и во II и III кварталах текущего года, когда баланс оценок составил соответственно 76, 97 и 95 процентных пунктов. В 2014 г. наметилась тенденция к улучшению дисциплины взаиморасчётов: доля организаций, отметивших уменьшение просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей по сравнению с предыдущим кварталом, превышала долю отмечавших их рост (кроме III квартала). Впервые с начала анализируемого периода баланс оценок прибыли во II и III кварталах текущего года перешёл в позитивную зону (табл. 11). Таблица 11 Баланс оценок изменения отдельных показателей финансового состояния автотранспортных организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом (в процентных пунктах) Задолженность 2012 г. 2013 г. 2014 г. I II III IV I II III IV I II III Просроченная кредиторская -5 +1 -11 -7 -6 +2 +1 +1 -3 -3 -6 Дебиторская -50 -62 -62 -71 -50 -3 +2 +8 - -6 +3 Прибыль -68 -50 -56 -59 -3 -6 -14 -15 -34 +61 +49 С точки зрения 97 % опрошенных респондентов высокий уровень налогов и цен на топливо ограничивают их деятельность. Таблица 12 Оценка факторов, ограничивающих деятельность автотранспортных организаций (в процентах от числа обследованных организаций) Факторы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz