Север и рынок. 2015, N 3.
В течение рассматриваемого периода времени ситуация на рынке грузовых перевозок складывалась неоднозначно. Таблица 10 Изменение баланса оценок показателей деятельности организаций автотранспорта в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом (в процентных пунктах) Показатели 2012 г. 2013 г. 2014 г. I II III IV I II III IV I II III Спрос на грузовые перевозки +43 +58 +59 +46 -68 -69 -93 -76 -68 +78 -69 Грузооборот +41 +54 +59 +34 -68 -69 -93 +66 -68 +78 -69 Численность занятых водителей грузовых автомобилей -26 -29 -1 +1 -55 -52 -70 -76 +2 +2 +2 Количество автомобилей -35 -23 -18 -25 +26 -80 - -77 - - +61 Тарифы на грузовые перевозки - - +4 +1 +55 +13 +70 -7 +70 - -3 Конкурентоспособность организаций -1 - +1 +1 - +1 +1 -5 - - +3 Как видно из таблицы 10, позитивная ситуация наблюдалась в 2012 г., резко негативная с некоторым исправлением ситуации в IV квартале - в 2013 г., неустойчивая - в 2014 г. Баланс оценок грузооборота автотранспортных организаций в третьем квартале 2013 г. сократился до минимального уровня за весь анализируемый период. Изменения численности водителей грузовых автомобилей в течение рассматриваемого периода варьировалось от отрицательных значений (максимальное - в IV квартале 2013 г.) до положительных в 2014 г. Количество автомобилей сокращалось на протяжении всего периода за исключением I квартала 2013 г. и III квартала 2014 г. Несмотря на то, что увеличение тарифов на грузовые перевозки происходило на протяжении почти всего периода (за исключением IV квартала 2013 г. и III квартала 2014 г.), большая часть организаций оценивала уровень тарифов как «менее чем достаточный». По итогам обследования в течение 2012-2014 гг. уровень баланса оценок обеспеченности организаций собственными ресурсами был нестабильным, наиболее сложной ситуация была в прошлом году и в I квартале текущего года. Динамика баланса оценок обеспеченности бюджетными финансами была разнонаправленной. Позитивная ситуация отмечена в III квартале 2013 г. и во II и III кварталах текущего года, когда баланс оценок составил соответственно 76, 97 и 95 процентных пунктов. В 2014 г. наметилась тенденция к улучшению дисциплины взаиморасчётов: доля организаций, отметивших уменьшение просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей по сравнению с предыдущим кварталом, превышала долю отмечавших их рост (кроме III квартала). Впервые с начала анализируемого периода баланс оценок прибыли во II и III кварталах текущего года перешёл в позитивную зону (табл. 11). Таблица 11 Баланс оценок изменения отдельных показателей финансового состояния автотранспортных организаций в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом (в процентных пунктах) Задолженность 2012 г. 2013 г. 2014 г. I II III IV I II III IV I II III Просроченная кредиторская -5 +1 -11 -7 -6 +2 +1 +1 -3 -3 -6 Дебиторская -50 -62 -62 -71 -50 -3 +2 +8 - -6 +3 Прибыль -68 -50 -56 -59 -3 -6 -14 -15 -34 +61 +49 С точки зрения 97 % опрошенных респондентов высокий уровень налогов и цен на топливо ограничивают их деятельность. Таблица 12 Оценка факторов, ограничивающих деятельность автотранспортных организаций (в процентах от числа обследованных организаций) Факторы 2012 г. 2013 г. 2014 г. 123
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz