Север и рынок. 2015, N 3.
10 12 12 6 8 6 6 5 4 8 4 6 2 ^ 4 3 2 2 2 2 -2 -2""і",,і* 4^.-4 -4 ^ te -2 -2 -4 -6 -5 -8 -10 -12 I II III IV I II III IV I II III 2012 2013 2014 10 5 0 -5 -10 -15 15 —^Экономическая ситуация (факт) —^ —Экономическая ситуация (прогноз) Складские запасы (факт) Индекс предпринимательской уверенности Рис. 1. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле (в процентных пунктах) Объём продаж в натуральном выражении. Цены реализации товаров. Торговые наценки Анализ показал, что в течение рассматриваемого периода (за исключением I квартала 2012 г., I и IV кварталов 2013 г.) в обследуемых хозяйствующих субъектах отмечалось уменьшение объёмов продаж в натуральном выражении в текущем квартале по сравнению с предыдущим. Ослаблением деловой активности характеризуются периоды, когда баланс оценки объёма продаж в натуральном выражении переходит из положительной зоны в отрицательную. В течение 2013 г. наблюдалось снижение баланса оценок цен реализации на товары, в 2014 г. - его увеличение, что свидетельствует об усилении инфляционных процессов в текущем году (рис.2). Самым благоприятным в анализируемом периоде для торговых организаций части по получению прибыли стал IV квартал прошлого года, самым неблагополучным - II квартал того же года. 80 60 40 20 0 -20 -40 -60 62 62 56 60 58 66 ^ ^ -----£ ----- 16 14 10 / i n N -10 Д - 1 6 -24 -22/ \ -26 ^ 5 ^ - 2 2 -20 -18\Г -30 -22 -20 -26 -28 -40 -36 IV I IV 2012 I 2013 -Объём продаж в натуральном выражении -Изменение цен реализации -Прибыль 2014 Рис. 2. Изменение баланса оценок показателей деятельности организаций розничной торговли в текущем квартале по сравнению с предыдущим кварталом (в процентных пунктах) В рамках обследования предусмотрено отражение информации о среднем уровне торговой наценки и необходимом уровне наценки для возмещения затрат и получения прибыли. По данным мониторинга, более двух третей организаций применяли торговую наценку от 16 до 30 %, однако лишь половину респондентов устраивает такой её размер. Разница между сложившимся и достаточным в 2012 г. уровнем торговой наценки по всем обследованным организациям, по мнению предпринимателей, составила 12 процентных пунктов, начиная с 2013 г. - 8 процентных пунктов. Одна треть респондентов полагала, что для возмещения затрат и получения необходимой прибыли средний уровень торговой наценки должен находиться в интервале от 31 до 50 %, одна пятая - свыше 51 %. Факторы, ограничивающие деятельность торговых организаций 117
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz