Север и рынок. 2015, N 3.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СЕКТОРА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ УДК 332. 14 МОДЕЛИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ИНДИКАТОРОВ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА Н. П. Кашинцев аспирант, Институт социально-экономического развития территорий РАН, Вологда, Россия Аннотация. Динамично меняющаяся внешняя среда и ускорение процессов модернизации отраслевой структуры регионального хозяйства повышают требования к научной обоснованности и корректности методов прогнозирования экономических процессов в системе стратегического управления регионом. В стратегическом управлении среди методов прогнозирования широко используется программно-целевой метод. Важную роль в обеспечении пропорциональности, сбалансированности региональной экономики играет балансовый метод, основанный на системе территориальных балансов. Находят применение также методы экспертных оценок, экстраполяции, эконометрического моделирования. Довольно часто используется нормативный метод, основанный на системе экономических и социальных норм и нормативов. Однако в решении экономических задач еще слабо используются научно-технические достижения, созданные развитием информационных технологий и основанные на применении искусственных нейронных сетей. Рассматривается подход к моделированию индикаторов потребительского рынка на региональном уровне на основе нейросетевых технологий. Описан алгоритм моделирования, и на основе данных государственной статистики за 2013-2015 гг. представлены модельные расчеты развития потребительского рынка в двух вариантах: агломерационном и равномерном выравнивании. Выдвинуто предположение по использованию нейронных сетей в процессе стратегирования. Ключевые слова: потребительский рынок, экономико-математическое моделирование, нейронные сети, социально-экономическое развитие. SIMULATION OF CONSUMER MARKET INDICATORS AT THE REGIONAL LEVEL N. P. Kashintsev post-graduate student, Institute of socio-economic development of the territories of the Russian Academy of Sciences, Vologda, Russia Abstract. The dynamically changing environment and acceleration of modernization of the branch structure of the regional economy increase requirements to scientific validity and correctness of the methods of forecasting economic processes in the system of strategic management of the region. The strategic management among forecasting methods the program-target method is widely used. An important role in ensuring proportionality and balance of the regional economy is played by the balance method, based on the system of territorial balances. The methods of expert estimates, extrapolation, and econometric modeling are also applied. The method of standards based on the system of economic and social standards and regulations is used quite often.. However, when addressing economic challenges scientific and technological achievements created by development of information technology and based on use of artificial neural networks are still poorly used. The article discusses the approach to simulation of consumer market indicators at the regional level on the basis of neural network technologies. It describes the simulation algorithm and, on the basis of state statistics for 2013-2015, presents model calculations of the consumer market development in two versions: agglomeration and uniform alignment. The author suggests using neural networks in the strategizing process. Keywords: consumptionmarket, economic-mathematical simulation, neural networks, socio-economic development. На современном этапе социально-экономического развития общества потребительский рынок стал одним из первых индикаторов многих трансформационных процессов, происходящих в стране и показывающих уровень развития предпринимательской активности, общества и государства. Поэтому проблемы стабилизации и развития потребительского рынка России и её субъектов в современных условиях приобретают особую значимость. Это обусловлено, прежде всего, местом 108
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz