Север и рынок. 2015, N 3.

полярных исследований и интеллектуальных деловых услуг в форме арктического консалтинга для государственных органов, бизнес-структур; развитие особого арктического туризма с мощнейшей научной составляющей (посещение Шпицбергена, Северного полюса, северных национальных сел и поселков); возрождение старых форм экспедиционных исследований в Арктике на новой основе, с использованием новых технических, транспортных и коммуникационных возможностей [20]. Наиболее благоприятные перспективы для международного сотрудничества России в Арктике связаны с Международным арктическим союзом, который должен играть ключевую роль, получив статус полноценной международной организации, принимающей обязательные для исполнения решения. Также большое значение имеет участие в Арктическом Совете и Совете Баренцева/Евроарктического региона, которые позволяют улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне, а также развивать арктические районы страны. Опыт Канады, Норвегии, США и других арктических государств показывает не только необходимость, но и экономическую эффективность развития систем научных исследований как опорного элемента политики по освоению Арктики. Использование госзаказа на исследования и диверсифицированное государственно-частное обеспечение, использование международных связей, развитие информационного обмена и банков знаний общего доступа позволяют преодолевать сложившиеся негативные явления. Основной формой стратегического управления научно-инновационной деятельностью являются различные документы, которые приняты в ряде субъектов АЗРФ: • Программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности в Ямало-Ненецком АО на 2014-2020 годы» [32]; • «Концепция научно-технической и инновационной политики Республики Саха (Якутия) до 2015 года и основных направлений до 2030 года» [33]; • «Стратегия развития науки, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области на период до 2015 года» [34]. Можно выделить несколько причин, снижающих эффективность научно-инновационного программирования АЗРФ. Во-первых, недоработка основных параметров программы, особенно «инвестиционной стратегии (объем, направления, источники, формы инвестиций) без чего цели, формулировавшиеся в программах, заведомо не могли быть достигнуты и действительно не достигались». Во-вторых, вклад частно-хозяйствующих субъектов в программу может не иметь достаточных оснований, обусловливая заранее необходимость его корректировки в будущем. В-третьих, отсутствие персональной ответственности за выполнение программы или ее отдельных блоков [35]. До сих пор не сформирован механизм выполнения научно-инновационных программ, нередко он сводится к их мониторингу и корректировке. По оценке ряда экспертов, программы территорий АЗРФ не подкрепляются средне- и краткосрочным планированием, без которого они становятся набором пожеланий, нередко не обеспеченных в полной мере ресурсами и участием в них бизнеса. В связи с этим следует предусмотреть ежегодное планирование хода выполнения научно-инновационной программы, исходя из ожидаемых изменений рыночной конъюнктуры, сумм инвестиций, их источников, состава, функций контрагентов, анализа рисков, их возможной компенсации. План выполнения программы - это план согласованных действий на ближайший период в отличие от индикативного плана - прогноза. В феврале 2013 г. Минэкономразвития утверждены «Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации», предусматривающие составление плана реализации программы и детального плана-графика. Полагаем, что необходимо разработать соответствующие нормы и для региональных научно-инновационных программ. Авторы согласны с утверждением действующего представителя Президента Российской Федерации по развитию Арктики и Антарктики член-корреспондента РАН А. Н. Чилингарова, что назрели объективные условия и запрос власти, бизнеса и общества на формирование новой базовой отрасли науки, обеспечивающей сбалансированное и инновационное развитие экономики АЗРФ. В этом плане разработка национальной программы фундаментальных исследований Арктики будет способствовать укреплению позиций России [36]. Для решения проблем инновационного развития АЗРФ необходимо разработать эффективные системы управления и создания благоприятных условий для активизации инновационной деятельности промышленных предприятий. При этом должен быть реализован комплекс мер по повышению эффективности совместной работы органов исполнительной 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz