Север и рынок. 2015, N 3.
исследовательский секретариат (Polar Research Secretariat) [10]. При этом комиссия США относится к структурным подразделениям аппарата президента США, ее члены назначаются указом президента США. В Канаде Полярная комиссия действует как структурное звено правительства страны и также имеет самостоятельный бюджет. В Швеции, интересы которой в Арктике в основном сконцентрированы в научной сфере, Полярный секретариат - также самостоятельное структурное подразделение правительства страны. Как в США, так и в Канаде деятельность высших координирующих структур опирается на систему межведомственных советов по проблемам Арктики, существующих в наиболее крупных министерствах и ведомствах [11, 12]. В Советском Союзе для реализации государственной политики в Арктике были созданы и функционировали Совет по проблемам Севера и Арктики при Правительстве Российской Федерации и Государственный комитет по делам Севера. Эти структуры упразднены. В марте 2015 г. создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности. В состав Государственной комиссии вошли министры, представители Президента РФ, главы и губернаторы регионов АЗРФ, представители научных организаций и крупных нефтяных компаний [13, 14]. Показательно, что к настоящему времени только в одном регионе АЗРФ - Ямало-Ненецком АО - создан Департамент по науке и инновациям, обеспечивающий реализацию государственной научно-технической, инновационной политики и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере науки, научно-технической, инновационной и инвестиционной деятельности в области развития инновационных производств, новых технологий, малого и среднего предпринимательства [15]. Следует отметить, что малые и средние инновационные предприятия в большинстве развитых стран в целом рассматриваются как одна из промежуточных форм между государственным научно-исследовательским сектором и крупными промышленными фирмами. В европейских странах создано множество специальных институтов для оказания помощи таким предприятиям в виде различных центров инноваций и трансфера технологий, а также сетей распространения технологий, различных информационных сетей [16, 17]. В Арктической зоне Российской Фелерации, по данным Росстата за 2013 г., удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе обследованных малых предприятий, составил 3.2 % (против 6.8 % в 2007 г.). При этом в Российской Федерации эти показатели составляли 4.8 % и 4.3 % соответственно [6]. В ряде субъектов АЗРФ действуют программы содействия научно-технической и инновационной деятельности. Так, в Мурманской области принята Программа оказания финансовой поддержки в виде субсидий и грантов начинающим и действующим инновационным компаниям. Финансовая поддержка начинающим инновационным компаниям, оказывается путем предоставления субсидий (грантов) из средств бюджета Мурманской области инновационным компаниям - субъектам малого и среднего предпринимательства, чья деятельность заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)). Минимальный размер субсидии составляет 500 тыс. руб. [18]. В Республике Саха (Якутия) в целях развития системы мер государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности с 2012 г. учреждены гранты Президента Республики в размере 500 тыс. руб. каждый для поддержки инновационных проектов по приоритетным направлениям научной, научно-технической и инновационной деятельности. Гранты учреждаются с целью финансирования инновационных проектов, находящихся на начальной (посевной) стадии развития [19]. В Мурманской и Архангельской областях действуют программы региональных грантов РФФИ и РГНФ, в Республике Саха (Якутия) - РГНФ. Следует отметить, что деятельность приарктических государств связана с проблемой управления развитием кооперационных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором и государственным научно-техническим сектором, в том числе на основе стимулирования спроса на новые технологии и инновации со стороны национальных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения. Именно такое единство рассматривается и, как показывает опыт зарубежных приполярных стран, действует как главный фактор 100
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz