Север и рынок. 2015, N 3.

инфраструктуры. Это приводит к удорожанию стоимости жизни, ограничивает возможности развития предпринимательства и финансового участия органов власти в инвестиционной деятельности, что оказывает непосредственное влияние на перспективы развития муниципальных образований [16, с. 38-49]. Таблица 3 Профицит (дефицит) бюджетов муниципальных образований регионов Севера на 1 января 2014 г. Регионы Местные бюджеты, млн руб. доходы расходы дефицит/профицит Республика Карелия 15639 16598 -959 Республика Коми 31024 32762 -1738 Архангельская область 39173 41530 -2357 Ненецкий АО 8443 9607 -1164 Мурманская область 30655 33403 -2749 Ханты-Мансийский АО 121485 130850 -9365 Ямало-Ненецкий АО 83109 85396 -2286 Республика Саха (Якутия) 64995 65116 -122 Камчатский край 27923 27874 +50 Магаданская область 12726 13284 -558 Сахалинская область 53280 54326 -1046 Чукотский АО 10332 10049 +282 В среднем по Северу 498784 520795 -22011 *Рассчитано и составлено автором на базе данных Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/. Вместе с этим серьезную нагрузку на бюджет оказывают повышенные затраты на содержание и капитальный ремонт муниципальной собственности, а также высокий уровень износа основных фондов, характерный для муниципалитетов Севера, который составляет 43-45 %, а в некоторых округах достигает 85 % [17, с. 146-147]. Наряду с финансовыми трудностями обеспечения функционирования муниципального имущества наблюдается сокращение основных фондов коммерческих и некоммерческих организаций муниципальной формы собственности, которые являются одним из наиболее важных элементов экономической основы местного самоуправления. Кроме того, еще одной проблемой управления муниципальным имуществом, которая непосредственно влияет на возможности развития инвестиционной деятельности в муниципалитете, является низкая доля объектов недвижимости, по которым технические паспорта и право собственности зарегистрированы в установленном порядке. Это связано с тем, что значительная часть объектов недвижимого имущества, принятых в муниципальную собственность в период до 2000 г., передавалась без технической документации и надлежащего оформления документов по передаче. В частности, это относится к объектам инженерной инфраструктуры города [18, с. 21-25]. Данное обстоятельство не позволяет муниципальным органам власти передавать в собственность или в аренду неиспользуемые здания и сооружения, которые могут служить объектами для инвестирования. Таким образом, на цели, задачи и возможности реализации муниципальной инвестиционной политики воздействует ряд факторов (тип муниципального образования, финансовая обеспеченность, социально-экономическое положение, наличие материальной базы), влияние которых обостряется под воздействием региональной специфики Севера. Особенности социально-экономических процессов на северных территориях связаны со сложными природно-климатическими условиями, высокой урбанизацией и низкой плотностью населения, преобладанием добывающего сектора экономики, транспортной удаленностью от федеральных центров, повышенными затратами на жизнеобеспечение, что определяет специфику экономической, в том числе и инвестиционной политики северных регионов и муниципальных образований. Все это оказывает непосредственное влияние на особенности формирования и реализации инвестиционной политики северных муниципальных образований (табл.4). Таким образом, выявленные особенности функционирования муниципалитетов, позволили утверждать, что северные территории, северные муниципальные образования требуют особых методов и форм социально-экономического развития, учитывающих региональные условия. При разработке инвестиционной политики применительно к северным муниципальным образованиям необходимо учитывать влияние региональных факторов, имеющих особое 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz