Север и рынок. 2015, N 2.

программы развития единого территориального топливно-энергетического комплекса на шельфе и побережьях Печорского, Баренцева и Карского морей, связанного единой инфраструктурой [22]. Это еще одно доказательство преждевременности допуска частных компаний для работ на шельфе. Арктические месторождения должны разрабатываться только на основе инновационных технологий. Всегда нужно помнить, что арктические недра принадлежат и будущим поколениям россиян. Требуется ужесточение законодательства. Следует повысить срок отработки шельфовых месторождений с 5 до 10 лет. Создана Государственная комиссия по вопросам развития Арктики, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении социально-экономических и других задач, касающихся развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности [23]. В состав Государственной комиссии по вопросам развития Арктики вошли министры, представители президента РФ, главы и губернаторы регионов АЗРФ, представители научных организаций и крупных нефтяных компаний [24]. До сих пор отсутствует полноценный федеральный закон «Об арктической зоне Российской Федерации». В нем необходимо законодательно закрепить: организационно-правовой механизм реализации основных целей и направлений государственной политики в АЗРФ с учетом ее специфических особенностей и значения для национальных интересов России; принцип инновационного развития добычи и переработки природного сырья с минимизацией экологического ущерба. Субъекты АЗРФ приняли законы о науке и научно-технической деятельности, например: «О региональной научно-технической политике Архангельской области» от 25 февраля 1998 г. № 60-14-ОЗ и «О науке и государственной научно-технической политике»* от 15 апреля 2004 г. З № 268-III. В других регионах приняты законы об инновационной деятельности, например: «Об инновациях и инновационной деятельности в Мурманской области» от 31 мая 2004 г. № 484-01- ЗМО; «Об инновационной деятельности»* от 18 июня 1998 г. № 30-ЗАО и «О развитии инновационной деятельности» от 27 апреля 2011 г. № 34-ЗАО. Кроме того, в Мурманской обл. принят закон «Об основах организации научной, научно-технической и инновационной деятельности в Мурманской области» от 8 ноября 2001 г. № 301-01-ЗМО. В целях формирования единой нормативно-правовой базы и законодательного обеспечения развития инновационной экономики России требуется незамедлительное принятие Федерального закона «Об инновациях и инновационной деятельности» [25]. Следует активизировать государственную промышленную политику. Только в одном субъекте АЗРФ - Ямало-Ненецком АО создан Департамент по науке и инновациям, обеспечивающий реализацию государственной научно-технической и инновационной политики и осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере науки, научно­ технической и инновационной деятельности, инвестиционной деятельности в области инноваций, развития инновационных производств, новых технологий, малого и среднего предпринимательства в области инноваций [26]. Другое направление государственной политики связано с созданием условий для развития кооперационных отношений в исследованиях и разработках между частным и государственным научно-техническим сектором, в том числе на основе стимулирования спроса на инновационные технологии со стороны отечественных компаний посредством различных инструментов и механизмов, уменьшающих риски их применения. В практике стратегического управления научно­ инновационной деятельностью в субъектах АЗРФ основной его формой являются научно­ инновационные программы, например: • программа «Развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности на 2014-2020 годы» (Ямало-Ненецкий АО) [27]; *Закон Республики Саха (Якутия). Законы Ямало-Ненецкого автономного округа. 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz