Север и рынок. 2015, N 2.

• все восемь приарктических стран считают необходимым присутствие арктических группировок войск, строительство военных баз и соответствующей инфраструктуры. На основании сравнительного анализа государственных стратегий в мировой Арктике выявлено, что большинство арктических государств отдают предпочтение долгосрочному сотрудничеству. Следует отметить, что кроме приарктических стран заявляют свои интересы в Арктике целый ряд европейских стран, а также Китай, Япония, Южная Корея, Австралия и Бразилия. Стратегические интересы этих стран самые различные. Ряд стран предусматривает создание коалиций. Фактически создаются целые блоки арктического законодательства, предусматривающего международное сотрудничество, безопасность, мореплавание и т. д. Особое значение имеет государственная инновационная политика преодоления вызовов при разработке Арктического шельфа. Крупнейшие иностранные компании, несмотря на санкции, по- прежнему проявляют интерес к сотрудничеству по разработке континентального шельфа на основе инновационных технологий. Однако санкции серьезно осложнили отработку шельфовых месторождений. Требуется изменение правил и механизма получения лицензий на отработку месторождений. При отборе компаний главными критериями должны быть опыт работы на Арктическом шельфе и современные технологические возможности добычи углеводородов. В настоящее время обсуждается проблема доступа частных компаний к разработке континентального шельфа. Указанным выше критериям данные компании не соответствуют, включая условия, и возможности инновационного развития. В настоящее время больше 80 % лицензий для работы на шельфе выдано ОАО «Газпром» и ОАО «Роснефть», которые по законодательству имеют право на такие работы. Решение о предоставлении частным нефтяным компаниям права работать на шельфе автор считает преждевременным. Проекты освоения Арктического шельфа должны быть в высшей степени инновационными, и выполнять эти работы должны специалисты высочайшей квалификации. Уместно вспомнить катастрофу, которая была допущена на нефтяной платформе Deepwater Horizon компании BP в Мексиканском заливе [19]. В Арктике, с ее уязвимой природой, катастрофа может быть гораздо более непредсказуемой. К сожалению, профессиональных партнеров в сегодняшней ситуации привлечь практически невозможно, как и зарубежные инновационные технологии, в том числе норвежских специалистов, имеющих опыт отработки шельфа на Баренцевом море. Кроме того, освоение месторождений должно носить стратегический характер, зачастую не решая сиюминутную прибыль и капитализацию компании. Это может позволить себе только государственная компания. Для частной компании главное - прибыль и капитализация. Следует признать отставание по реализации инновационных технологий при освоении новых шельфовых месторождений и отсталости транспортной инфраструктуры [20]. Перспективные месторождения характеризуются сложностью разработки, удаленностью от континента, глубинами, суровостью климатических условий, рельефом дна моря. Ученые считают недостаточным объем наблюдений и опыта работы в арктических условиях. Необходима разработка и реализация потенциально новых технологий. Работы требуют серьезных финансовых вложений и привлечения крупных корпораций мирового уровня. Для разработки месторождений углеводородного сырья нужны огромные суммы для развития инфраструктуры электроснабжения и транспорта [21]. Российская модель освоения ресурсов Арктического шельфа сформировалась в период отставания институционального блока, в том числе технических регламентов, национальных и отраслевых стандартов. Неполнота, нестабильность и изменчивость норм и правил изучения и освоения ресурсов сырья провоцируют дополнительные риски для недропользователей и арктических регионов. Отсутствует научно обоснованный экономический механизм контроля за исполнением лицензионных соглашений. Из-за несовершенства государственного регулирования в области природопользования и межбюджетных отношений арктические территории несут значительные потери. Не используются методы государственного стимулирования развития различных видов деятельности в Арктике. Инновационные тенденции в части освоения Арктического шельфа приводят к ситуации, когда Россия отстает от развитых северных стран на 30-40 лет по срокам, а следовательно, по технологиям, технике добычи и транспортировки ресурсов, в особенности нефти и газа с морских месторождений. Реализация проектов освоения углеводородов требует значительной координации действий, осуществляемой не в рамках отдельных проектов разработки месторождений, а комплексной 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz