Север и рынок. 2015, N 2.
важным для Мурманской обл. можно отнести такие объекты ОАО «Кольская ГМК, как строительство нового цеха кобальта и реконструкция рафинировочного производства в г. Мончегорске, модернизация плавильного цеха в п. Никель. Программа инвестиций ОАО «ФосАгро» на период 2015-2017 гг. оценивается более чем в 1 млрд долл., в том числе на развитие рудно-сырьевой базы на Кольском п-ове не менее 400 млн долл. [10]. В настоящее время в Хибинах реализуется проект «Северо-Западная Фосфорная Компания» (СЗФК, входит в ОАО «Акрон»). Ввод I очереди ГОКа на месторождении «Олений ручей» осуществлен в 2012 г., первые промышленные поставки собственного апатитового концентрата, аналогичного выпускаемому ОАО «Апатит», - в 2013 г. На проектную мощность - 3 млн т руды предприятие выйдет к 2016 г. с производством более 1 млн т апатитового концентрата. Согласно дальнейшим планам «СЗФК», ГОК будет ежегодно выпускать 1.9 млн т апатитового и 1.8 млн т нефелинового концентратов. В 2014-2024 гг. ОАО «ГМК Норильский никель» планирует модернизацию Талнахской обогатительной фабрики с увеличением объемов переработки богатых и медистых руд при одновременном повышении ключевых показателей эффективности обогащения и сокращении расходов на плавку в связи с повышением содержания металлов в концентрате и сокращении количества серы, поступающей на плавку, на 20-25 %. Реализация проекта является одним из ключевых стратегических приоритетов компании [11]. В 2015-2018 гг. ОАО «Ковдорский ГОК» планирует освоение месторождения апатит- штаффелитовых руд. Проекту присвоен статус приоритетного регионального инвестиционного проекта Мурманской обл. Он предполагает строительство нового комплекса по обогащению апатит- штаффелитовых руд на базе производственных мощностей комбината. Реализация проекта позволит за счет разработки нового апатит-штаффелитового месторождения увеличить объемы выпуска апатитового концентрата на 948 тыс. т. [12]. Основные вызовы государственной и корпоративной политики нарушают комплексность инновационного процесса, формирующего все более глобальный характер генерации, воспроизводства и использования применяемых ресурсов. Успех нововведений все более зависим от эффективности взаимодействий государства, регионов и корпораций. Необходим детальный анализ взаимоотношений между акторами инновационной сферы, количественной и качественной дифференциации. В этой связи возникает потребность в организации эффективной системы мониторинга деятельности корпораций в инновационной сфере для обеспечения органов государственной власти и регионального управления необходимой информацией для анализа и выработки управленческих решений. Эксперты считают, что при цене нефти 60 долл. США за баррель отработка арктической нефти нерентабельна. В этом плане приоритет должен быть отдан государственным компаниям, которые должны разрабатывать долгосрочную политику. Следует отметить, что инвестиции в разработку Арктического шельфа носят долгосрочный характер. При этом необходимость освоения Арктики в долгосрочной перспективе у экспертов не вызывает сомнений. Именно поэтому арктические страны разработали и приняли на государственном уровне программные документы и стратегии, выражающие их намерения в освоении Арктики. В 2008 г. была принята Стратегия правительства Норвегии в северных регионах [13], летом 2009 г. - Северная стратегия Канады («Canada's Northern strategy. Our north, our Heritage, our Future» [14]), в марте 2011 г. - Парламентская резолюция об арктической политике Исландии («A Parliamentary Resolution on Iceland's Arctic Policy» [15]), в августе 2011 г. была опубликована Стратегия Дании в Арктике на 2011-2020 годы («Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020» [16]), в мае 2013 г. - Стратегия США в арктическом регионе («National strategy for the Arctic region» [17]), в августе 2013 г. - Стратегия Финляндии в арктическом регионе («Finland’s Strategy for the Arctic Region 2013» [18]). Некоторые положения стратегий совпадают в следующих направлениях: • стратегическое значение арктических территорий распространяется не только на отдельные государства, но и на весь Север планеты, при этом Арктика признается ресурсной базой как для каждой из стран, так и для мирового сообщества; • США, Канада, Норвегия и Россия претендуют на исключительное лидерство в Арктике и решают задачу укрепления своего суверенитета над соответствующим сектором Арктики; • США, Канада, Норвегия и Россия планируют развитие экономики, социальной сферы, охрану окружающей среды своего арктического сектора и развитие научных исследований; 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz