Север и рынок. 2015, N 2.
cost structure at any step of the prediction. The paper analyzes dynamic simulation models developed previously by various authors. It is shown that for the three-staged process of forecasting there are required simulation models, which include real and interconnected technological, ecological-economic and financial-economic indicators rather than non production functions of various kinds. An indicator of innovation of technological development may be increase in the share of value added in the cost of production, i.e. decrease in the level of material consumption. The hypothesis of the presence of feedback values of material and capital productivity of the active part of fixed assets of enterprises and direct relationship between the values of capital-labor ratio and labor productivity was in fact confirmed in the analysis of data on performance of the largest industrial enterprise of the Murmansk region - Kola mining-metallurgical company for the period 2009-2013 given in its public annual financial reports. Using of such a model to predict the necessary (from the point of view of economic interests of the state and regions) level of innovation of technological development of large industrial enterprises and industries in the Arctic regions will enable development of an efficient system of motivation of the innovative way of development. Keywords: economic interests, management, forecasting, simulation, dynamic model, industrial enterprise, region, technological innovation, performance, consumption, capital productivity, laborproductivity. Основу экономики субъектов Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) составляет промышленное производство, поэтому очень важно обеспечить эффективное управление долговременным инновационно-технологическим развитием северных территорий. В настоящее время промышленные предприятия практически не заинтересованы во внедрении технологических инноваций, позволяющих существенно снизить материалоемкость продукции и количество выбрасываемых в окружающую среду отходов, а также повысить производительность труда [1-3]. Соответственно возникает задача разработки механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий в сфере добычи и переработки минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Масштабность задачи определяется тем, что для ее решения требуется разработка теоретико-методологического обоснования путей согласования экономических интересов основных субъектов управления - органов власти государства и регионов (субъектов Федерации) - и собственников предприятий, что, с одной стороны, будет исключать волюнтаризм органов власти и управления в предоставлении различного вида льгот и преференций промышленным предприятиям и инвесторам, а с другой - формируемый механизм можно будет использовать как основу для согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в регионах Арктики. Многие исследователи полагают, что инновационную деятельность предприятий специально стимулировать не нужно, поскольку при развитии конкуренции на рынке автоматически возникает спрос и на инновации. Однако, во-первых, в России процесс развития конкуренции длительный и может составлять десятки лет и, во-вторых, в сфере добычи и первичной переработки минерально сырьевых и топливно-энергетических ресурсов сильной конкуренции, возможно, не будет никогда, так как здесь уже сложился рынок несовершенной конкуренции олигополистического типа. Соответственно, государство будет вынуждено регулировать свои отношения в будущем и с регионами, и с предприятиями на научной основе. Для разработки процедуры согласования экономических интересов основных субъектов управления нами предлагается использовать итеративный процесс управления региональным промышленным развитием, включающим структурный анализ уровня инновационности развития предприятий и видов промышленной деятельности, трехстадиальное прогнозирование (исследовательская, нормативная и программная стадии), стратегирование (в т. ч. позиционирование региональной инновационной системы в отношении возможностей использования имеющегося у региона потенциала инновационного развития), программирование и мониторинг. По нашему мнению, основой процесса прогнозирования должна быть система динамических моделей, позволяющих определять изменяющуюся структуру затрат любого объекта управления на любой период прогнозирования и рассчитывать значения взаимосвязанных между собой технико технологических, эколого-экономических и финансово-экономических показателей. Общепризнано, что наиболее динамично развивающимся методом моделирования, позволяющим в наибольшей степени адекватно отразить в формируемой модели свойства моделируемого объекта, является имитационное моделирование [4, 5]. К настоящему времени разработано и экспериментально опробовано большое число имитационных моделей, описывающих с той или иной степенью детальности поведение экономических систем различного уровня иерархии: народного хозяйства в целом [6-8], отдельных регионов [9-13], отраслей [8] и предприятий [5]. Однако в основе практически всех имитационных 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz