Север и рынок. 2015, N 2.

УДК 332.14:001.895(985) ОСНОВЫ МЕХАНИЗМА СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ* В. С. Жаров докт. экон. наук, профессор, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина КНЦ РАН, Апатиты, Россия Аннотация. Для согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в субъектах Арктической зоны Российской Федерации, прежде всего, необходима разработка процесса согласования экономических интересов основных субъектов управления - органов власти государства и регионов (субъектов Федерации) - и собственников предприятий. Это возможно при использовании системы эффективного управления долговременным инновационно-технологическим развитием северных территорий, которая должна включать в себя структурный анализ существующего уровня технологической инновационности развития промышленных предприятий и отраслей, трехстадиальное прогнозирование, стратегирование, программирование и мониторинг развития. При этом для прогнозирования развития должна использоваться имитационная динамическая модель, которая позволяет определить изменяющуюся структуру издержек на любом шаге прогнозирования. В статье выполнен анализ имитационных динамических моделей, разработанных ранее различными авторами. Показано, что для трехстадиального процесса прогнозирования необходимы имитационные модели, включающие в себя не производственные функции различного вида, а реальные взаимосвязанные между собой технико-технологические, эколого-экономические и финансово­ экономические показатели. При этом индикатором инновационности технологического развития может являться увеличение доли добавленной стоимости в стоимости продукции, то есть снижение уровня ее материалоемкости. Гипотеза о наличии обратной связи значений материалоемкости и фондоотдачи активной части основных фондов предприятий и прямой взаимосвязи между значениями фондовооруженности и производительности труда была фактически подтверждена в процессе анализа данных деятельности крупнейшего промышленного предприятия Мурманской обл. - ОАО «Кольская горно-металлургическая компания» за период 2009-2013 гг., приведенных в формах его публичной годовой финансовой отчетности. Использование подобной модели для прогнозирования необходимого (с точки зрения экономических интересов государства и регионов) уровня инновационности технологического развития крупных промышленных предприятий и отраслей промышленности Арктики позволит обеспечить разработку эффективной системы мотивации инновационного пути развития. Ключевые слова: экономические интересы, управление, прогнозирование, имитационная динамическая модель, промышленное предприятие, регион, технологические инновации, показатели, материалоемкость, фондоотдача, производительность труда. THE BASIC FRAMEWORK FOR THE COORDINATION OF ECONOMIC INTERESTS OF SUBJECTS OF MANAGEMENT TO PROVIDE INNOVATIVE INDUSTRIAL DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY OF THE RUSSIAN ARCTIC ZONE V. S. Zharov Doctor of Sciences (Economics), Professor, Chief Researcher Luzin Institute for Economic Studies of the KSC of the RAS, Apatity, Russia Abstract. For coordination of state, regional and corporate innovation policy in the Russian Arctic zone it is primarily necessary to develop a process of coordination of economic interests of the main actors of the management authorities of the state, regions-subjects of the Federation and owners of enterprises. It is possible when using the system of effective management of long-term innovation-technological development of the Northern territories, which should include a structural analysis of the existing level of technological innovation development of industrial enterprises and industries, three-staged forecasting, strategic planning, programming and monitoring of development. Thus to predict the development there should be used dynamic simulation model that allows determining the changing * Статья подготовлена на основе научных исследований, выполненных при финансовой поддержке гранта Российского гуманитарного научного фонда «Теоретические основы и механизм согласования государственной, региональной и корпоративной инновационной политики в Арктике», проект 15-02-00540. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz