Север и рынок. 2015, N 2.
Надо также отметить, что в Стратегии регионального развития на период до 2020 года [17] не рассматривается влияние институционального обеспечения на структурные сдвиги и проблемы развития финансово-инвестиционной инфраструктуры их обеспечения в регионах. Институциональное обеспечение структурных преобразований экономики и развития финансово инвестиционной инфраструктуры промышленного региона как ее неотъемлемой составляющей должно состоять из законодательной базы, государственных институтов, реализующих нормы, и стимулирующих институтов (государственных и негосударственных). Законодательная база создает необходимые институции - нормы, условия (правила игры) для обеспечения правового поля функционирования финансово-инвестиционной инфраструктуры региона. Государственные институты - это организации, которые призваны обеспечить соблюдение законодательных норм (правил игры). Вместе законодательная база и государственные институты представляют собой совокупность ограничений для обеспечения осуществления задекларированной политики государства, в частности, в сфере регионального развития. Стимулирующие институты - это государственные и негосударственные организации и регуляторные нормы, которые выполняют стимулирующую функцию путем создания соответствующих благоприятных условий (режимов) для развития региона и экономики в целом [20]. На современном этапе развития экономики система институтов представляет собой преимущественно совокупность ограничений, созданную государством для формирования определенной формы и структуры отношений между людьми, коммерческими и некоммерческими организациями, финансовыми учреждениями и другими субъектами. Эта совокупность институтов определяет и ограничивает выбор альтернатив, которые есть у каждого субъекта экономических, социальных, правовых и иных отношений. Как уже отмечалось в начале статьи, структурные трансформации промышленного региона зависят от привлечения дополнительных внутренних и внешних инвестиционных ресурсов. При внедрении инвестиционных проектов возникает спектр проблем, связанный с большими транзакционными издержками, которые порой в несколько раз повышают стоимость проекта и уменьшают его привлекательность для инвесторов. На первых этапах осуществления инвестиционного проекта большую долю в расходах занимают транзакционные издержки, а именно расходы, связанные с осуществлением необходимых транзакций, т. е. поиском заказчика, инвестора, и проведением презентаций нового изделия и др. В современных условиях развития экономики страны одним из главных факторов, влияющих на развитие предприятия, являются транзакционные издержки. Транзакционные издержки формируются на разных уровнях рыночных отношений, они связаны с поиском информации о состоянии параметров рынка, их динамике и деловых партнерах, с расходами на проведение переговоров и заключение соглашений, защиту от оппортунистического поведения со стороны контрагентов и контроль за выполнением условий контрактов. Понятие «транзакция» используется для обозначения обмена как товарами, так и различными видами деятельности и юридическими обязательствами, сделок долго- и краткосрочного характера, которые требуют документального оформления или предусматривают простое взаимопонимание сторон. Отдельного, четко определенного понятия транзакционных издержек в экономике Украины не существует, каждый автор вкладывает что-то свое в это понятие. Поэтому рассмотрение экономической сущности понятия транзакционных издержек требует отдельного исследования. В рамках проведенного исследования в состав транзакционных издержек мы включаем затраты времени на совершение сделки, разработку планов и согласование условий контрактов, организационные и эксплуатационные расходы, связанные с использованием определенных структур управления с целью устранения конфликтных ситуаций, связанных со страхованием гарантий условий соглашения. Необходимым является создание стимулирующих институтов, которые бы обеспечили в условиях структурных преобразований эффективное взаимодействие между производственной структурой региона и финансово-инвестиционной инфраструктурой в вопросах привлечения капитала и инвестиций в экономику региона, что приведет к уменьшению транзакционных издержек (рис.). В частности, в работах А. И. Голевой [21] рассматриваются вопросы развития финансово-инвестиционной инфраструктуры. Вопросам инвестиционной привлекательности регионов посвящены исследования К. В. Плешкова [22], Ю. М. Воробьева [23]. В работе [20] в рамках рассмотрения более широких проблем частично уделяется внимание вопросам, связанным со стимулированием инвестиционной и 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz