Север и рынок. 2015, N 2.

На основе анализа институциональной среды, приведенного в разделе 2.4 «Государственной стратегии регионального развития на период до 2020 года» (далее Стратегия), можно сделать вывод о состоянии и структуре институтов, призванных обеспечить достаточный уровень развития регионов Украины [17]. По данным Стратегии, институциональная среда отечественной экономики имеет две составляющие, а именно: законодательную базу в сфере регионального развития, которая является основой для формирования организационно-правовых положений реализации государственной политики регионального развития, и институциональных партнеров, которые оказывают влияние на разработку и реализацию государственной региональной политики. Законодательная база в сфере регионального развития включает в себя совокупность принятых законов Украины: «О Генеральной схеме планирования территории Украины» (2002), «О трансграничном сотрудничестве» (2004), «О стимулировании развития регионов» (2005), «Государственная стратегия регионального развития на период до 2015 года» [18], «Об основах внутренней и внешней политики» (2010) и «О государственно-частном партнерстве» (2010) - и ряд принятых законодательных актов, которые частично влияют на регулирование регионального развития: Бюджетный и Налоговый кодексы Украины, Законы Украины «О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест», «Об индустриальных парках» и др. Анализ результатов принятия вышеупомянутых законопроектов показал, что, несмотря на значительные шаги в обеспечении нормативной базы регионального развития, его уровень все еще недостаточен. Результаты принятия некоторых законопроектов и вовсе имели негативные последствия, в частности, принятие Налогового кодекса привело к росту зависимости местных бюджетов от центрального бюджета в формировании доходной части. Необходимо отметить, что действующая система местного налогообложения все еще не обеспечивает финансовой автономии и независимости местного самоуправления. К основным проблемам существующей системы местного налогообложения в Украине, по мнению И. А. Луниной [19, с.17], следует отнести: • небольшой перечень местных налогов и сборов по сравнению с другими странами, где их количество достигает 50-100; • отсутствие права органов местного самоуправления на установление ставок местных налогов и сборов на своей территории; • отсутствие заинтересованности представителей местной власти в дополнительном привлечении средств путем взыскания местных налогов и сборов; • отсутствие взаимосвязи между уровнем общественных услуг на определенной территории и налоговой нагрузкой на население; • неэффективность отдельных налоговых ставок не позволяет обеспечить стабильных поступлений в местные бюджеты; • незначительная фискальная роль местных налогов и сборов в сводном бюджете Украины. При такой системе часто не учитываются региональные особенности и теряются определенные фискальные возможности. На местах всегда есть свои особые объекты налогообложения, которые могут ощутимо пополнить доходы местных бюджетов, что позволит направить дополнительные средства на решение экономических и социальных проблем регионов. Анализ институциональных партнеров (заинтересованных сторон) является базой для определения конкретных задач, а также различных мер воздействия на центральные и местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и партнерства с неправительственными организациями и ассоциациями, которые прямо или косвенно повлияют на выполнение плана мероприятий по реализации целей Стратегии. Заинтересованные стороны - это отдельные люди или группы людей (организации), которые могут влиять на результат проекта, им может стать любое лицо, чьи интересы будут затронуты в ходе выполнения проекта. Основной целью этого подхода является анализ потребностей, интересов и проблемных вопросов отдельных институциональных партнеров, которые оказывают влияние на разработку и реализацию государственной региональной политики. В Украине в течение последних трех лет по инициативе президента проводится административная реформа, направленная на оптимизацию государственного аппарата, повышение качества и доступности административных услуг, упрощение бюрократических процедур, облегчение условий ведения бизнеса и противодействие коррупции. В результате этих изменений институциональная система, в которой функционирует государственная региональная политика, 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz