Север и рынок. 2015, N 2.

делая его более предсказуемым и тем самым облегчая разделение труда и создание богатства». Термины «институция» и «правило» используются авторами как взаимозаменяемые [4]. Дж. Кэмпбелл в монографии «Институциональное изменение и глобализация» (2004) дает следующее определение основополагающей категории институциональной теории: «Институции являются фундаментом общественной жизни. Они состоят из формальных и неформальных правил, механизмов наблюдения (monitoring) и принуждения (enforcement) к их соблюдению, а также систем значений, определяющих контекст, в рамках которого индивиды, корпорации, профсоюзы, национальные государства и другие организации действуют и взаимодействуют друг с другом. Институции являются регуляторами, порожденными борьбой и соглашениями (договоренностями)». Автор считает, что институции отражают ресурсы и власть тех, кто их устанавливает, и, в свою очередь, влияют на распределение ресурсов и власти в обществе. «Возникнув, институции становятся мощными внешними силами, которые помогают определять, каким образом люди наполняют содержанием свой мир и действуют в нем. Они регулируют конфликты и таким образом обеспечивают стабильность в обществе. Без институций жизнь делается хаотичной и более сложной» [5]. В. В. Дементьев в статье «Что мы исследуем, когда исследуем институты?» анализирует понятие института (понятие институт отождествляется с понятием институции) и его признаков. По его мнению, институт представляет собой общественный феномен, источник происхождения, содержание и результат действия которого - социальное взаимодействие между людьми или общественный характер хозяйственной деятельности. Институты - это определенный общественный механизм, который представляет собой совокупность действий одних людей, направленных на поведение других, принуждает последних к определенному типу поведения; результатом является создание определенной устойчивой социальной структуры или организации [9]. Р. М. Нуреев много внимания уделяет обобщению существующих течений в институциональной теории для создания единой теоретической базы институционализма. Подчеркивает, что экономическое развитие невозможно без глубоких изменений всей системы экономических институтов, социальных и политических отношений. В его работах под «институтами», понимаются правила игры, созданные в обществе людьми, которые организуют определенным образом взаимодействия между ними. Институты отделяются от организаций, поскольку последние являются социальными формами, в которых часто закрепляются и реализуются те или иные институты. Организации, являющиеся продуктом деятельности институтов, отделяются от них, поскольку последние определяют правила их «поведения», как и всех других социальных субъектов [7]. И. Розмаинский с позиции посткейнсианского подхода приводит следующую трактовку понятия: «В посткейнсианской традиции под институциями (институтами) понимается именно механизм снижения неопределенности. Эволюция таких институций (институтов) также связана с желанием экономических субъектов снизить неопределенность» [8]. Л. Фрейнкман и В. Дашкеев, обобщая подходы других ученых, под институтами понимают систему принятых в обществе норм и правил, обеспечивающих функционирование экономики государств. Авторы признают, что в зарубежных исследованиях демонстрируется направленность причинно-следственной связи от институтов к долгосрочному экономическому развитию, определяется необходимость создания институциональной базы для обеспечения стабильного роста [14]. Похожим является определение В. М. Бережницкого и С. Ю. Дефоржа, в котором синтезируется два основных методологических направления, а именно институт - организация и институт - правила. Институты - это нормы, правила, традиции социальных взаимоотношений между индивидуумами, которые сложились исторически и структурированы в адекватные общественные организации, а также механизмы их становления и развития [15]. Попытка определить понятие «институционального обеспечения» предпринята в приказе Министерства экономики «Об утверждении Методики определения критериев евроинтеграционной составляющей государственных целевых программ» от 16 марта 2005 г. № 62, согласно п. 2 которой институциональное обеспечение - это образование новых или реорганизация (усовершенствования) существующих институций (структур), а также действия по кадровой подготовке с целью организационного обеспечения деятельности этих институций и процесса евроинтеграции в целом [16]. Итак, поскольку в современной отечественной экономической литературе нет четкого понимания и разграничения понятий «институт» и «институция», то это открывает возможность для дискуссий и исследований. В целом считается, что институции являются правилами, а институты - образованиями, которые структурируют экономическое взаимодействие агентов рынка. 73

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz