Север и рынок. 2015, N 2.

По мнению подавляющего большинства исследователей, при отсутствии институционального рыночного устройства, упорядочения и облагораживания глобального экономического пространства действие законов рынка характеризуется архаизацией рыночных отношений, их невиданной ранее деструктивной трансформацией и абсолютной неадаптивностью к планетарным закономерностям и процессам. Вследствие перекосов транснациональных мотиваций, существующие центры принятия планетарных решений возрождают необузданный дикий рынок [11, с. 662-663]. В этих обстоятельствах особое значение приобретает разграничение объективных основ современного мирохозяйственного развития и конкретных социально-экономических форм реализации глобализационных процессов. Указанные различия прослеживаются в контексте общего и особенного, содержания и формы, сущности и явления, сложных причинно-следственных взаимопереходов. Речь идет о том, что современная глобализация, ограниченная рамками капиталистической миросистемы, имеет свой собственный набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности и увеличения привлекательности для иностранного капитала, что означает распространение капитализма свободного рынка практически на все страны мира [12, с. 9]. Ее идеологической основой является логика так называемого «ортодоксального рыночного фундаментализма», которая связана с утверждением сугубо рыночных мотивов и принципов поведения во всех сферах общественной жизни и отторжением фундаментальных нравственно­ этических, духовных ценностей, накопленных человечеством в процессе эволюции: справедливости, солидарности, социального согласия, безопасности, благосостояния будущих поколений. Развитие финансово-инвестиционной инфраструктуры - это непрерывный процесс совершенствования взаимоотношений и взаимодействия между участниками промышленного региона в процессе его структурных трансформаций, который обеспечивает сбалансированное развитие и прогресс экономики и качественное улучшение социального уровня региона. Инфраструктурное развитие имеет огромное значение в преодолении кризиса в промышленности региона и экономике в целом. Практика формирования новых рыночных отношений показывает, что главным фактором дальнейшего развития и повышения эффективности функционирования финансово-инвестиционной инфраструктуры промышленного региона, как составной части процессов структурной трансформации, является его институциональное обеспечение. Ведущим становится понимание того, что экономический успех будет зависеть от наличия базовых институтов - государственных и частных, формальных и неформальных, экономических, социальных и политических. Отметим, что понятие «институциализация» достаточно широкое и включает не только организационные структуры, но и такие составляющие, как нормативная база и деловые соглашения, уровень доверия в обществе, неформальные правила и социальные нормы. Джон Р. Коммонс, исследуя коллективные организации: семью, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, государство, правовые формы, создал социально­ правовое направление в институционализме. Ввел понятие «коллективные институты», к которым относил союзы корпораций, профсоюзов, политических партий, выражающих профессиональные интересы социальных групп и слоев населения. Он отстаивал необходимость проведения государством реформ в области законодательства и создания правительства, представленного лидерами различных коллективных институтов. Он был убежден в необходимости создания такого правительства, которое было бы подконтрольно общественному мнению и осуществляло демонополизацию экономики [13]. Одно из наиболее полных определений институций дано нобелевским лауреатом Элинор Остром: «"Институции" могут быть определены как наборы работающих правил для признания того, кто должен принимать решения в определенных сферах, каких общих правил следует придерживаться, каким процедурам необходимо следовать, какую информацию следует либо не следует декларировать, какие окончательные последствия будут иметь для индивидов те или иные их действия.... Все правила содержат предписания о том, что запрещено, что разрешено или как следует действовать. Работающими правилами являются реально действующие, за которыми существует контроль и принуждение к их соблюдению в случае, когда индивиды делают выбор относительно своих действий...» [3]. Е. Фуруботн и Р. Рихтер под институтами понимают набор формальных и неформальных правил, а также побудительных мер к их соблюдению [2]. В. Каспер отмечает: «Институции - правила взаимодействия людей, которые по возможности ограничивают оппортунистическое и беспорядочное индивидуальное поведение, таким способом 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz