Север и рынок. 2015, N 2.

не выпускается; это обусловливает необходимость поддержки профильных предприятий, в том числе на основе федеральных целевых программ [12]. В формировании промышленной политики как на национальном уровне, так и в северных регионах хотелось бы выделить два содержательных аспекта. Во-первых, это необходимость повышения инновационного уровня производства, что в экстремальных природно-климатических условиях является важнейшим инструментом обеспечения конкурентоспособности добываемых ресурсов и создания нормальных условий труда. Во-вторых, это ориентация сырьевого комплекса с позиций содействия научно-техническому прогрессу в национальной экономике. Имеется в виду такой важнейший сектор, как редкие и редкоземельные металлы. Необходимо отметить, что эти стратегические направления выбраны совсем не случайно. По существу, они относятся к базовым элементам обеспечения экономической безопасности страны. Более того, здесь в высокой степени сочетаются национальные и региональные интересы: для повышения инновационного уровня северных производств необходима соответствующая технико-технологическая база. Идеальным при этом является вариант, когда оборудование (или хотя бы доминирующая часть его) производится отечественными производителями, в том числе на основе импортозамещения. А такое оборудование может быть выпущено только на основе самых современных материалов, непременным компонентом которых являются редкие металлы [13]. Проведенные Институтом экономических проблем КНЦ РАН экспертные опросы позволили выделить основные проблемы и возможности инновационной промышленной политики (табл.2). Таблица 2 Оценка возможностей и проблем инновационного развития промышленности северного региона Помеха Балльная оценка Средний балл 1 2 3 4 5 Отсутствие у обеих сторон потребности в сотрудничестве, желание все делать самим 2 3 9 6 5 3.36 Отсутствие информации о потенциальных возможностях взаимодействия науки и бизнеса 3 4 6 8 5 3.31 Недостаточность информации у ученых о потребностях бизнеса в инновациях 5 4 4 9 4 3.12 Незнание форм и методов сотрудничества 1 4 11 7 3 3.27 Низкий уровень доверия к партнерам 3 3 5 6 14 3.81 Недоступная для бизнеса цена научных разработок 5 6 4 7 4 2.96 Слабый спрос бизнеса на инновации 3 1 3 6 13 3.96 Недостаточно активная позиция власти по поддержке сотрудничества 1 3 4 7 12 3.96 Слабая защищенность прав собственности на инновационную продукцию 3 2 3 9 9 3.81 Высокая степень риска 2 - 4 7 12 4.08 Для выявления наиболее важных направлений государственной поддержки инновационных тенденций было проведено ранжирование по 4 факторам (табл. 3), то есть минимальный ранг (место) показывает максимальную значимость. Таблица 3 Определение ранга факторов государственной поддержки инноваций Меры поддержки Места (ранги) на уровне федеральном региональном Усиление финансирования науки 1.8 3.2 Улучшение системы общего образования 3.7 1.6 Улучшение подготовки кадров технических специалистов 2.3 2.8 Усиление поддержки бизнеса, реализующего научно-технические разработки 2.2 2.4 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz