Север и рынок. 2015, N 2.
Таблица 1 Основные социально-экономические элементы разных режимов функционирования региона Субъекты - носители целей Режимы функционирования региона Текущий (выживание) Стратегический (развитие) Население Обеспечить условия жизни Обеспечить источниками доходов (рабочими местами) Социальная защита Здравоохранение Экологическая защита, охрана природы Доступность образования, спорта, культуры Обеспечить инфраструктурой Обеспечить безопасность Обеспечить уровень и качество жизни, сопоставимое с развитыми странами Обеспечить безопасность Обеспечить развитие интеллекта и личности Уверенность в будущем Национальные и цивилизационные ценности Доверие к государству, власти Гордость за свое государство Деловое сотрудничество Обеспечить здоровую деловую среду и условия ведения производства (бизнеса): предпринимательский климат, доступность ресурсов и факторов производства, их конкурентоспособность, развитие инфраструктуры, преодоление административных и коррупционных барьеров Снизить риски Капитализация результатов бизнеса Рост капитала и его эффективности Развитие (диверсификация) бизнеса Инвестиционный климат Стратегическое партнерство с властью и профсоюзами Социализация бизнеса Органы управления Обеспечить безопасность и стабильность регионального содружества (населения, деловых кругов, власти) Обеспечить воссоздание условий жизнедеятельности населения, делового содружества, власти, включая институты, инфраструктуру, экологию, безопасность, дебюрократизация, демонополизация и др. Предоставлять качественные услуги и общественные блага Обеспечить использование, воссоздание и обновление потенциалов территорий, с учетом интересов настоящего и будущих поколений Обеспечить рост инновационного потенциала региона Повысить конкурентоспособность региона, включая все его компоненты (бизнес, власть трудовые ресурсы и т. д.) Развивать проактивное поведение всех субъектов - носителей целей региона Обеспечить стратегическое партнерство власти, бизнеса и населения Обеспечить защиту региональных интересов внутри государства Одним из возможных и, на наш взгляд, весьма перспективных подходов для решения этой проблемы является использование частных производных для параметров, задающих основные характеристики функционирования определенной экономической системы (такого рода параметры можно назвать значимыми для этой системы). Уточним сказанное. Предположим, что функционирование определенной экономической системы можно описать с помощью системы функцийf (Хь Хъ ..., Х„),f (Хь Хъ ..., Хп), ..., f (Хь Х,, ..., Х„), где Хь Хг, ..., Х„ - значимые параметры. Внешние воздействия, оказываемые на производственную систему, приводят обычно к изменению значений вышеприведенных функций. Иначе говоря, если рассматривать нашу экономическую систему не только в статике, но и в динамике, то в связи с воздействиями на нее извне будет изменяться и описывающая ее поведение система функций. Таким образом, за определенный период времени (tb t2) каждая из вышеприведенных функций f m (Хь Х2, ..., Х„) изменится на величину [7, 8] f = f mi2 (* 1 , * 2 , ...Xn ) - L h ( * 1 , X 2 , . . . , х ). Теперь можно определить и меру инерционности экономической системы. Однако поскольку сложность эколого-экономической системы, как правило, значительно выше сложности физической системы, меру инерционности первой в отличие от второй следует определять не по одному, 63
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz