Север и рынок. 2015, N 2.

Для исследования указанных режимов предложено использовать основные принципы стратегического управления, которые можно охарактеризовать следующим образом: 1. Рост не тождествен развитию. Под ростом понимается увеличение массы однородных элементов, тогда как развитие - это изменение элементного состава той же системы и способов их объединения. Инновационный потенциал организации рассматривается как главный стратегический ресурс. Способность быстрее других освоить необходимую новизну стала условием конкурентоспособности. 2. Инновация становится управленческой основой организации. Управлять - значит обновлять. 3. Ведущей становится проактивность (интерактивность), что означает не следовать за изменениями внешней среды, а предупреждать их. В условиях растущей неопределенности данное задание решается частично разработкой многовариантных стратегий. Относительно региона развитие означает не только изменение структуры экономики региона, но и появление новых отраслей, новых организационных форм, связей между ними (например, кластеров). Развитие региона рассматривается как изменение через нововведение, наращивание инновационного потенциала и стратегических ресурсов территории, повышение его конкурентоспособности в интересах нынешнего и будущего поколений. Развитие обеспечивается интерактивным поведением всех субъектов - носителей целей региона (населения, делового содружества и органов управления), ориентированных на внешнюю среду и режим стратегического управления. На основании вышеизложенного субъектно-функционального подхода социально­ экономические функции региона можно представить в виде матрицы, в которой выделены два критерия: субъекты - носители целей региона и режимы функционирования региона (табл.1) [4, 5]. Одним из важных режимов в экономической политике является модернизация. Для этого периода характерно действие так называемого структурного парадокса, поскольку улучшения отраслевой структуры экономики в будущем можно будет достичь лишь при временном ухудшении ее в настоящее время в связи с неминуемым увеличением части ВВП, которая придется на добывающие отрасли и производства. При этом ставка должна быть сделана на кардинальные мероприятия государственной регуляции экономики, потому что классические либеральные методы монетарного типа в условиях «догоняющей» экономики еще более отдаляют в целом уровень развития отечественного НТП от мирового уровня. Выбору оптимальной модели модернизации национальной экономики может также помочь разработка общей теории модернизации экономики, в которой на основе изучения международного и отечественного опыта осуществления технического перевооружения и структурной перестройки экономики будут выявлены типы и модели модернизации, предложены подходы к классификации разных инноваций (в частности, на взгляд авторов, целесообразно, кроме всего прочего, выделять также инновации экстенсивного и интенсивного типа), а также будут определены условия, особенности и факторы выбора оптимальной модели модернизации в разных странах. Быстрое развитие основных положений и закономерностей общей теории модернизации позволит создать методологическую основу для разработки эффективного варианта технического перевооружения и структурной перестройки национальной экономики на постсоветском пространстве. Следовательно, для эффективной реализации процессов модернизации важно также учитывать не только технологический аспект, который, безусловно, является важнейшим, но и организационно-управленческий, социальный, экологический аспекты, а также отраслевые и региональные особенности инновационного развития производственных процессов. Необходимо также учитывать фактор инерционности социально-экономических систем [5, 6]. Одним из наименее изученных свойств экономических систем, крайне важных для формирования промышленной политики, является их инерционность. В то же время проблема инерционности физических тел и систем в различных ракурсах исследуется уже на протяжении нескольких столетий и в этой области получено немало очень глубоких результатов. Достаточно напомнить, что уже в ньютонианской механике была определена мера инерционности физических тел, которая равняется их массе, причем, согласно второму закону Ньютона, ускорение тела прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе тела. Иначе говоря, чем выше мера инертности физических тел и систем, тем меньше при данном воздействии изменяется их скорость. Учитывая, что по сравнению с физическими системами сложность экономических систем значительно выше, в связи с чем при описании их функционирования, как правило, используют довольно большую группу показателей и параметров, вряд ли возможно столь же просто, как это было сделано для физических систем, определить меру инерционности экологических систем. 62

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz