Север и рынок. 2015, N 2.

В России важнейшие дороги находятся в федеральном ведении, и их доля растет. В Карелии в последние годы в ведение федеральных структур переходят важнейшие межрегиональные автодороги. В 2014 г. в федеральную собственность была передана автодорога А-119 Вологда - Медвежьегорск - автомобильная дорога Р-21 Кола. С мая 2014 г. оперативное управление данной автодорогой осуществляет Федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Санкт - Петербург - Мурманск Федерального дорожного агентства». В условиях сокращения регионального бюджета это должно способствовать улучшению транспортной инфраструктуры. Проблемы экономики Карелии и падение доходов регионального бюджета ведут к сокращению финансирования дорожного хозяйства за счет средств Дорожного фонда. Если расходы на строительство автодорог сократились в 2014 г. примерно на 1 %, то на капитальный ремонт - в 17 раз, на ремонт - на 40 %. Субсидии муниципальным образованиям сократились в 4 раза. Выросли лишь расходы на содержание дорог. Протяженность автомобильных дорог регионального значения Республики Карелия на конец 2014 г. составляла 6515 км. Лишь 23 % дорог имеют асфальтобетонное покрытие, а почти половина - грунтовые. В настоящее время эксплуатационное состояние автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Карелия не отвечает нормативным требованиям. Наличие в составе автодорог грунтовых, имеющих большую протяженность, частично связано с тем, что в 1990-е годы были приняты автодороги лесозаготовительных предприятий, которые строились как временные для вывозки леса. В республике ведутся работы по реконструкции автодорог, особенно в западных и северных районах, выполняются в больших объемах ремонтные работы, строятся новые мосты и ремонтируются существующие, но существенного улучшения не происходит. Удается лишь поддерживать дороги, связывающие районы республики. 6. Инновации в дорожном строительстве. Во все отрасли российской экономики постепенно приходят новые технологии, инновационная деятельность начинается с освоения уже созданных в других странах технологий. В дорожном строительстве появляется новая техника, активно перенимается опыт финских фирм. Наиболее показателен пример ЗАО «ВАД», которое работает в Карелии с 1999 г. Оно выполняло работы на дорогах Кола, Пряжа - Леметти, Пудож - Каргополь, Медвежьегорск - Пудож - Кирилов, Санкт-Петербург - Сортавала. В последнее десятилетие это крупнейшая на Северо-Западе фирма в своей отрасли, в ней работает более 4000 сотрудников [20, 21]. В России все больше фирм начинают длительный и сложный путь инновационного развития, состоящий из четырех этапов. Начав с организационно-управленческих инноваций, направленных на совершенствование организационной структуры, организацию бизнес-планирования и учета, ввод планирования и бюджетирования, и осуществив затем рыночные инновации, связанные с созданием интегрированных структур, диверсификацией производства, построением сбытовых и распределительных сетей, логистических цепочек, формированием маркетинговой политики, российские фирмы стали заниматься технологическим развитием. Переход к третьему этапу - модернизации существующих производств и освоению современных технологий, созданию новых производств на основе лучших достижений других стран вызван обострением конкуренции и постепенным ростом требований потребителей к качеству продукции. Освоение современных технологий и создание финансово мощной структуры дает возможность перейти к четвертому этапу и уже разрабатывать свои инновации, а потребность в них связана с невозможностью дальнейшего развития без повышения конкурентоспособности, создания брендов, новых продуктов. Фирма «ВАД» в 1990-х гг. прошла первые два этапа организационно-управленческих и рыночных инноваций и в последнее десятилетие освоила различные прогрессивные технологии дорожно-строительных работ, что ведет к росту долговечности дорожных покрытий. В основном она внедряла технологии, разработанные в европейских странах, но в отдельных случаях еще и первой в Европе использовала самые современные технологии, в частности позволяющие быстро и непрерывно укладывать дорожные покрытия, ликвидируя температурную и гранулометрическую неоднородность асфальтобетонной смеси. Фирма внедрила энерго- и ресурсосберегающие технологии, которые позволили сократить сроки и удешевить ремонт дорог за счет вторичного использования материалов старой дорожной конструкции. Были освоены технологии контроля качества работ, быстрой сушки асфальтобетона, армирования стальной сеткой, а также технология устройства тонкослойных покрытий из горячих битумоминеральных смесей. Специалисты фирмы приобрели необходимый опыт и в последние годы самостоятельно разрабатывают новые технологии, используют новые материалы. Уплотнение асфальтобетонных смесей в основаниях и покрытиях теперь выполняется путем комбинированного использования и правильного подбора современных гладковальцевых вибрационных и статических катков. Вывод. Транспортная инфраструктура Карелии не отвечает современным требованиям и уступает регионам, близким по социально-экономическим характеристикам. Дорожное строительство 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz