Север и рынок. 2015, N 2.

Плотность дорог связана с периферийностью регионов, для российских регионов были построены индексы периферийности и проводился их анализ [16]. Связь темпов роста российских регионов и индекса периферийности оказалась достаточно низкой, в то время как плотность дорог и периферийность оказались очень сильно связаны. Коэффициент корреляции для автомобильных дорог составил ^=0.50, а для железных дорог -^=0.59. Наиболее низкая плотность дорог у северных и восточных регионов страны, и развитие транспортной инфраструктуры поможет развитию периферийных территорий, решению проблем, возникших в 1990-х гг. Исследования, проводившиеся в разных регионах России, показали, что наиболее важным фактором изменения внутрирегиональной структуры производства была степень развития транспортной инфраструктуры, но постепенно возрастало значение размера локального рынка [17-19]. В Карелии отсутствие инфраструктуры мешает развитию восточного Пудожского района, на территории которого есть несколько перспективных месторождений, но для их освоения необходимо строительство железной дороги, планы создания которой существуют уже несколько десятилетий. В то же время развитие сети дорог ведет к положительным изменениям даже в периферийных районах, так, в поселениях, стоящих вдоль дороги между трассой Кола и приграничной Костомукшой (п. Ругозеро), после ее реконструкции приостановилось падение численности населения. Железная дорога Ледмозеро - Кочкома могла существенно снизить затраты экспортеров и увеличить производство, но тогда бы уменьшились доходы собственника дороги, что является одним из препятствий для ее полноценной работы. Существует проект Беломорского порта, который при активизации освоения Арктики может быть реализован, тогда возникла бы потребность в обслуживающих производствах и стал бы развиваться Беломорский район. Пока же инвестиции в экономику республики не растут, основная надежда на улучшение ситуации в экономике связана с бюджетными вложениями, которые могут вырасти в ближайшие годы в связи со столетием республики. Развитие Карелии как северного периферийного региона, вероятнее всего, будет осуществляться в рамках концепции соседства по Баренц-региону, с концентрацией на добывающих проектах, обслуживающих их производствах, информационных технологиях и небольших наукоемких проектах с невысокой ресурсоемкостью, основанных на разработках карельских ученых [15]. 5. Дорожное строительство. Протяженность автодорог с твердым покрытием в Карелии по сравнению с 1990 г. выросла примерно на 70 % - с 7219 до 12271 км. Ввод новых участков дорог не отличается стабильностью, и объемы сильно менялись при изменении системы финансирования дорожного строительства (рис.6). Значительный спад в начале 1990-х гг. сменился ростом объемов строительства после девальвации рубля и закончился в 2002 г. Объем дорожного строительства в 2001 г. относительно 1998 г. вырос в 4 раза. В 2003 г. объем финансирования сократился на треть, что сразу сказалось на результатах работы. Лишь в последние два года вырос объем ввода дорог с твердым покрытием. 160 2140 £120 § 0 0 о Ё 80 аз 4 60 ш ш до 20 0 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 2008 2010 2012 год Рис.6. Динамика ввода автодорог с твердым покрытием в Карелии, км 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz