Север и рынок. 2015, N 2.

4. Взаимосвязь транспорта и экономики. Исследование прямого влияния транспорта на динамику показателей эффективности России и Республики Карелия показало, что влияние достаточно слабое. Например, прирост производительности труда в РФ определяют промышленность и сфера услуг. Из общего прироста производительности труда в экономике России лишь 1/16 часть вызвана ростом производительности труда на транспорте. В то же время расчеты показывают, что развитие транспортной и таможенной инфраструктуры будет оказывать заметное влияние на развитие экономики Карелии [15]. Развитие дорожной сети способствует росту экономики, хотя данная связь не является определяющей, коэффициент корреляции между ростом ВРП и плотностью автодорог в регионах R=0.36. Если не учитывать Москву и Санкт-Петербург, то связь более заметна -R=0.45 (рис.4). Из общей тенденции выбивается Сахалинская обл., в которой низкая плотность автодорог (21 км на 10 тыс км2), но высокие темпы роста за счет реализации крупных нефтегазовых проектов. Надо отметить, что в области плотность автодорог быстро растет, за последние два года она выросла в 1.5 раза. 330 =280 |2 3 0 £ 180 ш L o ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ # ♦ Ф ♦ ♦ ♦ ♦ t ♦♦♦ ♦ ♦ ♦ * ѵ ♦ ♦ ѵ ♦ ♦♦♦♦ ♦ ♦ ♦♦ ♦ ▼ ♦ ♦ ♦ Ф ♦ ♦ ♦ >♦ ♦ ♦ 0 100 200 300 400 500 600 700 плотность автодорог 80 Рис.4. Взаимосвязь темпов роста ВРП и плотности автодорог в регионах (1 км на 10 тыс. км2) Аналогичная ситуация и для взаимосвязи роста региональной экономики и плотности железных дорог, коэффициент корреляции между ростом ВРП и плотностью автодорог в регионах R=037 (рис.5). 330 =280 і". 0)230 с Q . 00 К О о Q. 180 '130 80 ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ф ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ * ♦ * * ♦ ♦ ♦ ♦ Л ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ ♦ -Л- ♦ ♦ 4 ♦ * ♦ ►♦ ♦ ♦ ♦ ♦ I ♦ о ♦ о і I I I I I I I 50 100 150 200 250 300 350 400 плотностьжелезныхдорог Рис.5. Взаимосвязь темпов роста ВРП и плотности железных дорог в регионах (1 км на 10 тыс. км2) 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz