Север и рынок. 2015, N 2.
В результате ВРП Республики Карелия снижался в течение 1991-1998 гг. и упал до 44 % к уровню 1990 г., промышленное производство уменьшилось более чем в 2 раза, в то же время спад производства в пищевой промышленности был не так значителен, поскольку она ориентирована на карельский рынок и многие виды продукции перевозятся на небольшое расстояние. Девальвация рубля в 1998 г. и активные действия властей республики привели к положительным изменениям в экономике региона, и производство промышленной продукции в 1999 г. выросло на 21.6 %. Инвестиционный спад остановился лишь в 1998 г., в перерабатывающих отраслях - в 1999 г. В дальнейшем экономика республики успешно развивалась, но темпы роста экономики были достаточно низкими, в 2013 г. ВРП Карелии составил лишь 67.7 % к уровню 1990 г. [12]. Проблемы экономики Карелии растут, растет и отставание от российской экономики, которая уже превзошла дореформенный уровень. До 2003 г. темпы роста российской и карельской экономики были близки, затем развитие российской экономики ускорилось, а темпы роста карельской снизились, что привело к ее отставанию (рис.1). Кризис 2008-2009 гг. сильно ударил по экономике региона, и в 2013 г. уровень ВРП составил лишь 91.1 % к 2007 г. [13]. год Рис.1. Соотношение темпов роста экономики Республики Карелия и РФ, % Территориальная структура населения Карелии меняется, растет доля Петрозаводска, крупных городов и поселений вблизи международных пунктов пересечения границы. Быстро уменьшается численность населения периферийных районов. Производство концентрируется в крупных городах, находящихся у транспортных магистралей. Неразвитость транспортной инфраструктуры становится фактором, определяющим территориальную структуру производства региона. 3. Развитие транспорта Карелии. Спад производства в 1990-х гг. привел к значительному снижению объемов перевозки грузов (рис.2). Поскольку снизилось промышленное производство, то и отправление грузов упало в 2 раза к середине 1990-х гг. Затем производство в добывающих отраслях начало расти, стали увеличиваться объемы перевозок железнодорожным транспортом, а спад автомобильных перевозок продолжился до середины 2000-х гг., и лишь затем начался их рост. В структуре перевозок по железной дороге больше половины приходится на железорудные окатыши [13]. В конце 1990-х гг. начался рост грузооборота транспорта, причем наибольшие объемы перевозок грузов приходятся на железнодорожный транспорт. Отправка основных грузов (руда железная, строительные и лесные грузы) железнодорожным транспортом была стабильна и в отдельные годы увеличивалась. На развитие железнодорожного транспорта был затрачен значительный объем инвестиций, в основном на электрификацию и реконструкцию нескольких станций. Также была построена дорога Ледмозеро - Кочкома, которая сейчас заморожена. Протяженность железных дорог в 1990-х гг. уменьшалась, после окончания строительства новой дороги выросла на 138 км. В 1990-х гг. началось строительство газопровода, сначала до Петрозаводска, затем до Кондопоги, что позволило снизить себестоимость производства отдельных отраслей экономики Карелии. 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz