Север и рынок. 2015, N 2.

УДК 338.47(470.22) ВЗАИМОСВЯЗЬ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТА И ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ П. В. Дружинин докт. экон. наук, заведующий отделом Институт экономики КарНЦ РАН, Петрозаводск, Россия В. А. Новиков доцент Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия Аннотация. Рассматривается взаимосвязь транспорта и региональной экономики на примере Республики Карелия. Актуальность проблемы связана с тем, что развитие северных периферийных регионов в значительной степени ограничивается возможностями транспортной инфраструктуры, устаревшей к настоящему времени. Транспортная инфраструктура Карелии не отвечает современным требованиям и уступает регионам, близким по социально-экономическим характеристикам, что сказывается на темпах развития экономики республики, объеме привлеченных инвестиций. Дорожное строительство ограничено небольшим объемом финансирования и не может существенно повлиять на существующее положение. Отдельные инновационные прорывы не меняют общей картины, качество дорожной сети не улучшается, что создает проблемы для развития региональной экономики. Периферийный регион остается малодоступным, непривлекательным для инвесторов. В то же время анализ данных по российским регионам показывает, что отсутствует значимая связь между периферийностью и темпами экономического роста, значит, даже подобные регионы могут более успешно развиваться. Используя опыт северных стран, можно сделать акцент на отраслях, не требующих перемещения больших объемов продукции, что снизит нагрузку на существующую дорожную сеть. В статье показано, что для изменения сложившейся ситуации необходимо увеличить вложения в транспортную инфраструктуру и одновременно с этим переходить к современным технологиям, позволяющимпроизводить более долговечное дорожное покрытие. Ключевые слова: экономика региона, транспорт, инфраструктура, Республика Карелия, периферийность, грузооборот, дорожное строительство, инновации. RELATIONSHIPS BETWEEN TRANSPORT AND ECONOMY IN THE REPUBLIC OF KARELIA P. V. Druzhinin Doctor of Sciences (Economics), Head of department Institute of Economy, Karelian Research Centre on the RAS, Petrozavodsk, Russia V. A. Novikov Associate Professor Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia Abstract. The relationships between transport and regional economies are covered in the article on the example of the Republic of Karelia. Potentialities of the outdated transport infrastructure, largely constrain development of the northern peripheral regions. Transport infrastructure of Karelia is outdated and inferior to other regions, similar by socio-economic characteristics that has a negative impact on economic development of the Republic and attraction of investments . Road construction is underfunded and cannot significantly influence the current situation. Separate innovative breakthroughs do not change the overall picture, quality of the road network is not improving that makes problems for regional economic development. The peripheral region remains inaccessible, unattractive to investors. At the same time analysis of data on Russian regions shows that there is no significant relationship between the peripheral location and the pace of economic growth, implying that even similar regions can develop more successfully. Using the experience of the Nordic countries, sectors that do not require transportation of large volumes of products can be focused on, which can reduce the burden on the existing road network. The article shows that to change the situation it is necessary to increase investment in transport infrastructure and at the same time to transfer to modern technologies making it possible to produce more durable pavement. Keywords: regional economy, transport, infrastructure, Republic o f Karelia, peripheral region, turnover o fgoods, road construction, innovation. 1. Введение. На развитие экономики российских регионов влияет множество факторов, в том числе и степень развития транспортной инфраструктуры. Если центральные регионы имеют достаточно развитую сеть дорог, то для северных регионов слабое развитие транспортной системы 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz