Север и рынок. 2015, N 2.
one third of all expenses. It is shown, that optimization and partial decrease in total financing of works, along with increase of information level and efficiency of obtained results, can be reached at the expense of integration in the comprehensive study of the tailings condition of modern innovative methods and means: geo-radar underground and superficial sounding, satellite geo-radar surveys and GPS measurements, as well as application of automated methods and technologies when processing of results of field measurements. Keywords: tailings, study o f the condition, costs, analysis. Хвостохранилище горно-обогатительного предприятия, ограждающие его дамбы, пульпопроводы, водорегулирующие устройства - все это в комплексе представляет собой гидротехническое сооружение (ГТС) накопителя жидких промышленных отходов [1]. В Кольском регионе имеется более 300 ГТС различного назначения [2], представляющих собой комплексные сооружения добывающей промышленности (горнорудной, строительной, нефтегазовой), энергетики (комплексы ГЭС, АЭС и ТЭЦ) и строительства (в основном промышленного, гражданского и дорожного), а также комплексы по складированию жидких отходов горнодобывающих и перерабатывающих предприятий, жизнедеятельности и сельского хозяйства, энергетики (в т. ч. отработавшего ядерного топлива). Кроме того, в регионе имеются специальные ГТС, предназначенные для регулирования и управления водными ресурсами в целях жизнехозяйственного, промышленного и водотранспортного обеспечения, а также ГТС-защитные сооружения от неблагоприятных природных и природно-техногенных воздействий. Хвостохранилища горно-обогатительных предприятий Кольского региона являются потенциально опасными ГТС накопителей жидких промышленных отходов I и II класса, эксплуатация которых должна выполняться в строгом соответствии с требованиями промышленной безопасности, регламентируемыми Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» [1], СНИПом РФ «Гидротехнические сооружения. Основные положения» [3] и Правилами безопасности [4]. Нарушение фильтрации и функциональности, потеря устойчивости таких ГТС могут привести к аварийной ситуации и значительному социально-экономическому ущербу населению, гражданским и промышленным зданиям, дорогам, инженерно-техническим коммуникациям и т. п., а также к финансовым потерям (недополученная прибыль вследствие остановки обогатительной фабрики), дополнительным затратам (ремонтно восстановительные работы плотин, дамб, пульпопроводов, дорог, линий электропередач, пьезометрических станций, устройств и механизмов, и др.; ликвидация последствий аварии; восстановление окружающих природных систем) и штрафам за загрязнение окружающей среды и экологический ущерб [2, 5]. К сожалению, практика эксплуатации накопителей жидких отходов и хвостохранилищ региона имеет случаи возникновения чрезвычайных ситуаций и аварий [2, 6, 7]. В 1999, 2001, 2002 гг. в результате прорыва ограждающей дамбы пометохранилища птицефабрики близ г. Мурманска было сброшено около 96 тыс. т помётного ила на поля, в р. Кола и озера Рогозеро и Большое, из которых осуществляется водозабор питьевой воды для Мурманска, и город был временно отключен от водоснабжения из-за угрозы возникновения эпидемии [7]. В ноябре 2012 г. произошли интенсивные протечки ограждающей дамбы хвостохранилища ОАО «Ковдорский ГОК», приведшие практически к аварийной ситуации гидротехнического сооружения [8]. Имели место отказы при работе ГТС накопителей отходов комбинатов ОАО «Североникель», ООО «ОЛКОН», АО «Ловозерский ГОК» (горнопромышленные отходы последнего содержат радиоактивные элементы) [9]. Реконструкция хвостохранилища АНОФ-2 ОАО «Апатит», предусматривающая наращивание высоты дамб до 100 м (при сегодняшней высоте 60 м), также ставит много вопросов относительно устойчивости такого сооружения и надежности всего хвостохранилища с учетом ранее имевших место протечек и проседаний отдельных участков ограждающих дамб [10]. Правилами безопасности ГТС накопителей жидких промышленных отходов [4] предписано регулярно проводить комплексные инженерно-геологические исследования их состояния, на основе чего должен составляться годовой отчет о состоянии ГТС, который представляется в территориальные органы Госгортехнадзора России и аналитические центры мониторинга безопасности ГТС, определенные Госгортехнадзором России. При этом решаемыми задачами являются: • обеспечение постоянного контроля состояния ГТС и его воздействия на окружающую природную среду; • регулярное определение геометрических параметров накопителя жидких промышленных отходов перед переходом режимов «зима-лето» и весенне-летним паводком; • определение соответствия, включая сравнение, измеренных величин текущих параметров ГТС накопителя жидких промышленных отходов критериям безопасной эксплуатации и параметрам, заданным в проектной и рабочей документации по эксплуатации ГТС и декларации безопасности; 32
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz