Север и рынок. 2015, N 2.
С другой стороны, этот дискурс детерминирован повседневностью информантов, в которой они наблюдают реальное расслоение людей и одновременно участвуют в воспроизводстве социального неравенства своими социальными практиками. Язык социально детерминирован и в то же время конституирует социальный мир. Дискурс - это одна из форм социальной практики, которая помогает информантам создавать систему знаний и убеждений, социальные идентичности и на этой основе - социальные отношения с «иными». Отнюдь не солидарные. Дискурс информантов - это дискурс авторитарного типа личности, для которого характерны конвенциальность, деструктивность, цинизм, фрустрация от угрозы как со стороны низов, так и со стороны высших классов, ориентация на определенные архетипы и стереотипы, антидемократизм и т. д. [10, 11]. Заключение Анализ текстов эссе и интервью, позволяет сделать следующие выводы. 1. Поиск среднего класса, которым так активно заняты социологи России, изучение «исключений» или «сетевого общества» (недавний тренд в социологии) предполагает выяснение того, что появилось у нас в результате буржуазной революции. Капитализм 2.0 («общество потребления», «общество симулякров») с группами «исключенных», новым классом прекариатом [12] и социал-дарвинистскими идеологемами? Или же мы повторяем европейский капитализм ХХ века (до конца 1980-х гг.) с его классами, стратификацией, профсоюзами и социальным государством? Ответ пока неоднозначен. 2. Дискурс наемных работников и предпринимателей позволяет констатировать, что их идентитет - «средний класс» - зиждется на удовлетворенности своими (по сравнению с другими - «бедными» группами населения) условиями жизни, возможностями потребления, демонстрирующими их статус. В стратифицированном российском обществе существует идеализация высших слоев и попытка им подражать, определенное стремление части людей продвинуться с низших позиций на более высокие. Самую важную часть социального класса и социального статуса составляют символы (единство знаков и значений), которые выражают материальное благосостояние, культуру, породу, ум, образование. «Статус, положение в обществе, социальное место - не материальная вещь, которой надо овладеть и выставить напоказ. По сути - это схема соответствующего занимаемой позиции поведения - последовательного, идеализированного и четко выраженного» [13]. К сожалению, часто случается, что исполнение роли представителя более высокого класса служит выражением характеристик личности исполнителя, а не исполнением взятой на себя задачи. Демонстрация статуса посредством показного потребления и его плодов, вербальное поведение (негативные высказывания о других, менее успешных, на их взгляд, группах) позволяет констатировать, что это способствует только культурной фрустрации и увеличивает неравенство. Предприниматели, ставшие таковыми во многом в силу объективных причин, связанных с необходимостью легального выживания в связи с потерей работы или необходимостью ее поменять, считают, что государство обязано создать условия для их бизнеса и государство, следуя идеологеме среднего класса как основы стабильности общества, пытается им помогать. Декларируется идеология партнерства и солидарности в соответствии с «духом капитализма» [14] или с идеей труда как общего блага, как источника роста общественного богатства. Но неолиберальная идеология утверждает, что современные индивиды должны и предрасположены заботиться о себе сами и не ждать помощи от государства. Нет государства всеобщего благоденствия и нет задачи достижения социальной однородности. Литература 1. Болтански Л., Кьяпелло Э. Новый дух капитализма: пер. с фр. М. 2011. 976 с. 2. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность / Нац. исслед. ун-т «ВШЭ». М., 2012. 526 с. 3. Викторов А. Ш. Введение в социологию неравенства: монография. М., 2015. 240 с. 4. Программа поддержки малого и среднего предпринимательства / М-во экон. развития. URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/smallBusiness/support/ (дата обращения: 24.04.2015). 5. Поддержка малого и среднего предпринимательства: подпрограмма // Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата» с 2014-01-01 г. по 2020-12-31 г.: гос. программа Мурманской обл. URL: http://maloe.gov-murman.ru/registry/program/ (дата обращения: 24.04.2015). 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz