Север и рынок. 2015, N 2.
2.5. Дискурс идентификации информантов Определение информантами себя как представителей среднего класса связано с широко распространенными в общественном сознании представлениями о критериях стратификации: уровень жизни, измеряемый в конечном итоге количеством денег, имеющихся у акторов, количеством и качеством потребления, стилем жизни. Наши информанты считают, что средний класс в экономике - это основной производитель, потребитель и налогоплательщик, в политическом пространстве - те, кто голосует «не сердцем, а головой», в культуре - основные носители культурных ценностей. А поскольку на них «держится мир», стабильность и развитие, то государство должно проводить политику, направленную на дальнейшее увеличение среднего класса. Что, кстати, совпадает и с декларациями государственных мужей. В общественном сознании существуют определенные нормы, которые дают возможность человеку конструировать и категоризировать социальный мир. Эти нормы - «богатство» и «бедность», «верхние» и «нижние», «мы» и «они» - не просто дифференцируют людей, а создают враждебные образы социальных групп и тех людей, которые не входят в их группу и класс. Если информанты считают, что, став предпринимателями, они перестали быть «рабами», т. е. наемными работниками, но хотят, чтобы «кадры», которых они «не могут найти», на них работали вне штата, без ожиданий на будущую пенсию и реализации других социальных прав (отпуск, оплата больничных и т. д.), то, вероятно, декларируемая ценность «...помочь окружающим» - это превратить других в своих «рабов». Это дискурс статусной дискриминации, связанной с селекцией [8]. Наемные работники, относящие себя к среднему классу, эксплицируют свой статус через перечисление тех возможностей в потреблении материальных благ, которые они могут себе позволить в отличие от низшего класса, указывая магазины, марки и бренды товаров, формы проведения свободного времени. Это не просто потребление, а демонстрация своего статуса, определение себя через то, что потребляется, это дискурс рыночной, потребительской дискриминации [8]. Указание на различия разных социальных групп носит характер дискриминации, которая выражается в отрицательных представлениях и суждениях об определенных категориях людей, и это относится не только к малоимущим, плохо образованным, неквалифицированным слоям населения, но и к тем, кто в социальной иерархии находится выше этих представителей среднего класса. Непотизм (близость к властным ресурсам) рассматривается ими как основная причина существования крупных собственников («лапа во власти», т. е. в среде тех, кто распределяет гранты, субсидии, проведение конкурсов по продаже помещений и т. д.). Это возможности, которых нет у молодых предпринимателей. Практики личных дружеских и семейных связей они называют одной из причин слабого развития молодежного предпринимательства не только в Апатитах, но и в целом в России. Наемные работники, идентифицирующие себя как средний класс, называют тех, кто выше их статусом, - «эти начальники», «олигархи», «все себе», «все под себя» и т. д. Объединяет эти две группы среднего класса не самые толерантные отношения как к высшим, так и к низшим социальным классам. Индексация «они» демонстрирует иную социальную и статусную идентичность информантов. «Богатые» и «бедные» для информантов - это «они», не «мы». «Мы» - другие. Мы - «...соль земли, теин в чаю...» (см. роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?»). 3. Критерии стратификации Основным критерием социального неравенства информанты считают доход, который материализуется в наблюдаемое потребление, как результат деятельности человека. Причиной такого расслоения, по их мнению, являются: 1. Личностные качества человека - инициативность, энергия, предприимчивость, молодость, ум, умение просчитать последствия действий как своих, так и чужих (т. е. формальная рациональность) - или же отсутствие этих качеств - «старые», «необразованные», «пьяные». 2. Социальный и культурный капитал человека (родственные и дружеские связи; тип социальных сетей; тип поселения; тип организации, в которой работает человек; тип образования и учебного заведения, в котором учится или закончил, так как статус учебного заведения предполагает определенный круг знакомых; тип семьи) [9]. Таким образом, причиной неравенства в современной России, по мнению информантов, является тип личности. Дискурс информантов (как студентов, так и работающей молодежи) связан с наиболее распространенными идеологемами в современном обществе, которые постоянно звучат в разных контекстах в медиа-пространстве: «человек сам кузнец своего успеха», «демократия», «общество равных возможностей», которые несут в себе ценности индивидуализма, успеха, богатства и т. д. 166
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz