Север и рынок. 2015, N 2.
социальной организации, благоприятствующий осуществлению экономических свобод и совместимый с либеральными политическими режимами...» [1]. Социологи страстно стали изучать изменения, происходящие в обществе, выяснять общественное мнение, объективные и субъективные характеристики появившихся новых социальных групп и классов, соответствующих новой общественно-экономической формации. Особенное внимание уделялось поиску среднего класса, так как именно ему должна принадлежать, по мнению американских, европейских и российских социологов, роль стабилизатора и прогрессора в новом обществе. Одни социологи считали, что сформировавшийся в советское время средний класс является тем агентом, который и сделал судьбоносный выбор в 1990-е гг., другие считали, что средний класс должен появиться только в результате проводимых социально-экономических и политических реформ, поскольку средний класс - это атрибут капиталистического и цивилизованного общества. Основные социологические теории социального неравенства, критерии производства и воспроизводства неравенства изложены в работах О. И. Шкаратана [2], А. Ш. Викторова [3] и др. Зачастую именно эти теории и критерии используются российскими социологами при исследовании структуры современного общества. Термин «средний класс» исторически возник довольно давно. В социологии «средний класс» был конституирован американскими социологами. Им обозначают совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между крайними общественными классами (высшим и низшим). Важными характеристиками среднего класса являются доход, собственность, образование, квалификация, семейные ценности. Российские социологические исследования, в зависимости от выбранных критериев, дают разные оценки доле среднего класса в социальной структуре России. Поиски среднего класса - это поиск ответа на вопрос «В каком же обществе мы живем - в развитом буржуазном или же только развивающемся?» Наличие среднего класса, его количество и виды деятельности - это свидетельство эффективности или неэффективности преобразований в России, критерий эффективности проводимых экономических и политических реформ. 2. Представления молодежи г. Апатиты о среднем классе В тексте рассматриваются социальные представления о социальной стратификации трех групп молодежи: студентов-социологов (Кольский филиал Петрозаводского государственного университета), наемных работников и предпринимателей. 2.1. Студенты-социологи о социальных классах Для понимания представлений студентов о классовой структуре России анализируются тексты эссе студентов (специальность и направление (бакалавриат) «Социология»), написанные ими в период 2012-2014 гг. по темам: «В нашем городе ж и в у т .» , «Социальная структура и стратификация в г. Апатиты», «Социальная структура и социальное пространство города», «Социальное неравенство в современной России», «Молодежный дискурс о социальных группах населения» (всего 124 сочинения). Критерии, которые используют студенты при конструировании социальной структуры, те же, что и у профессиональных социологов, так как, будучи студентами- социологами, они изучают социологические теории и пытаются их использовать при описании социальной реальности, которую наблюдают, типологизируют и категоризируют. Анализ текстов эссе показывает разброс мнений о величине среднего класса в России - от 17 до 65 % населения. Это - предприниматели (мелкие и средние), бизнесмены, квалифицированные рабочие крупных промышленных предприятий и нефтегазового сектора, специалисты-инженеры, научные работники, менеджеры, работники некоторых сфер обслуживания населения (банки, образование, медицина). Это люди с высшим или специальным профессиональным образованием, востребованным на рынке труда, с развитым социальным капиталом (структура социальных связей). Удельный вес среднего класса в регионе зависит от его экономического развития. К высшему классу, как правило, относят крупных предпринимателей («олигархи», «очень богатые»), высших государственных чиновников, депутатов Госдумы и сенаторов, с обязательным высшим образованием, хорошим социальным капиталом, крупными финансовыми активами, крупной недвижимостью и собственностью в России и за рубежом. Это - политическая и экономическая элита и «примкнувшие к ней» художественная и научная элиты. Их задача - обслуживание (идеологическое, культурное и научное) тех немногих, кто обладает реальной политической и экономической властью. Элита общества также стратифицирована - есть федеральная, региональная и «местечковая» (поселенческая). 163
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz