Север и рынок. 2015, N 2.
Деятельность ОАО «Апатит» по формированию кадрового потенциала горнодобывающей компании и организации временной занятости молодежи способствует некоторой стабилизации ситуации на рынке труда муниципалитета и может быть примером для предприятий других отраслей, в которых подобная активность минимальна. Вместе с тем, инициативы исключительно бизнес- структур и вузов не способны глобально решить проблему несоответствия профессионально квалификационной структуры выпускников потребностям экономики региона. Этому будет способствовать обновленная система прогнозирования потребностей экономики в кадрах, а также организация мониторинга и анализа трудоустройства и последующей работы выпускников. Некоторое движение в этом направлении отмечается в Мурманской обл. С 2012 г. действует государственная программа «Управление развитием регионального рынка труда». Цели государственной политики занятости, реализуемой в регионе: • обеспечение эффективной занятости населения с учетом приоритетов развития экономики; • реализация прав граждан в области занятости и социальной защиты от безработицы; • развитие эффективно функционирующей структуры занятости, позволяющей оперативно и качественно удовлетворять потребности работодателей в рабочей силе и способствующей получению незанятыми гражданами работы, в наибольшей степени соответствующей их потребностям и профессиональным возможностям; • повышение конкурентоспособности, а также территориальной и профессиональной мобильности трудовых ресурсов, стимулирование легальной трудовой деятельности и др. Следует заметить, что принятием программы впервые сделана попытка приблизиться к решению наиважнейшей задачи - корректировке структуры, объемов и профилей подготовки специалистов и рабочих, которые должны согласовываться с требованиями современного производства и экономики региона. В этой связи необходимо спрогнозировать потребности предприятий и организаций в рабочих и специалистах в разрезе профессий для формирования государственного заказа подготовки кадров. Однако существующая ранее общероссийская методика, которая использовалась для составления прогноза баланса трудовых ресурсов, не позволила оценить потребность предприятий и организаций в кадрах, поэтому по решению Правительства Мурманской обл. для совершенствования и развития системы прогнозирования потребности в рабочей силе на долгосрочную перспективу были запланированы ряд конкретных действий. Был сформирован Координационный совет по кадровому обеспечению отраслей экономики и социальной сферы Мурманской обл., в состав которого вошли представители исполнительных органов государственной власти Мурманской обл., ведущих предприятий и объединений работодателей региона, образовательных организаций. К его функциям отнесена координация деятельности его участников при планировании подготовки кадров, а также проведение исследований по разработке средне- и долгосрочных прогнозов потребности экономики в кадрах. Наряду с этим правительством утверждены правила установления контрольных цифр приема в профессиональные образовательные организации, в соответствии с которыми предложения по контрольным цифрам поступают в Министерство образования от заинтересованных органов исполнительной власти, работодателей, службы занятости. При исполнительных органах государственной власти Мурманской обл. созданы отраслевые рабочие группы, задачами которых являются решение вопросов кадрового обеспечения, в т. ч. организация и проведение опросов работодателей. В ходе проводимой работы был осуществлен мониторинг, который позволил выявить дополнительную потребность в работниках, в частности, предприятий и организаций Мурманской обл., реализующих инвестиционные проекты. Спрос в 2014-2018 гг. определился в количестве 12810 чел., из которых 80 % приходится на профессии квалифицированных рабочих и служащих [16]. Выполненный прогноз позволил дать реальное представление о наиболее востребованных работодателями Мурманской обл. профессиях с учетом уровня квалификации, которыми стали специалисты инженерно-технического профиля и рабочие строительных профессий, горнодобывающих производств, судоремонта, рыбообрабатывающей отрасли и сферы ЖКХ. Таким образом, долгосрочное прогнозирование потребности экономики в кадрах позволит скорректировать структуру, объемы и профили подготовки специалистов и рабочих, а также даст экономию бюджетных средств. Уровень душевых расходов бюджетной системы Российской Федерации на подготовку одного студента ВПО по очной форме обучения в 2014 г. составил 200 тыс. руб. Повышение уровня трудоустройства на 1 % приведет к росту эффективности использования бюджетных средств от 1 до 2 тыс. руб. (в зависимости от уровня НПО, СПО, ВПО) в душевом расчете на одного выпускника системы профессионального образования [17, с. 7]. 159
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz