Север и рынок. 2015, N 2.
профориентации молодежи. Программой «Новые горизонты» охвачены все школы в параллелях 8-9 классов Кировска, в Апатитах в проект вовлечены 540 школьников из трех школ [13]. Таким образом, в компании организован процесс формирования кадрового потенциала с начальной ступени - этапа выбора школьником нужной профессии. И это принципиально, поскольку сегодняшнее общее среднее образование ориентирует школьников главным образом на получение профессиональной подготовки в вузах, не информируя их о состоянии рынка труда и наиболее востребованных на предприятиях города и региона профессиях. При выборе специальности они ничего не знают о том, с чем будет связана их работа, какие знания будут востребованы и каковы условия труда. В итоге выпускники школ оказываются недостаточно подготовленными к требованиям рынка труда [12]. Система шефских связей, как было показано выше, совместные действия местных бизнес-сообществ и государственных служб по разработке и внедрению профориентационных программ помогают школьникам в профессиональном самоопределении и информируют их о востребованных специальностях своего региона. Наряду с содействием в профильной и предпрофильной подготовке школьников комбинат «Апатит» через свою молодежную организацию помогает снизить остроту проблем занятости молодёжи на рынке труда. По инициативе Кировской молодежной организации ОАО «Апатит» было возрождено стройотрядовское движение, которое поддержали руководители предприятия, администрация города. На базе этой организации в помощь молодежи городов Кировска и Апатиты был создан объединенный студенческий строительный отряд «Хибины», формирующийся из числа студентов высших, средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования, для работы на объектах капитального строительства ОАО «Апатит», ЖКХ и в других производственных сферах Кировско-Апатитского района. Деятельность стройотряда обеспечивает временную (сезонную) занятость студентов, тем самым создает условия для участия молодежи в решении задач социально-экономического развития [14]. Следует заметить, что деятельность комбината ОАО «Апатит» по управлению кадровым потенциалом не затрагивает этапа получения высшего профессионального образования. Контакты с вузами ограничены участием руководителей комбината в заседаниях государственной аттестационной комиссии при защите дипломных проектов и организацией прохождения на предприятии преддипломной практики, что, к сожалению, не может повлиять на уровень подготовки выпускника с учетом требований работодателя. В этой связи возникает необходимость в разработке и внедрении принципиально новой формы взаимодействия, которая должна объединить систему профессионального образования и бизнес-сообщество на основе современных подходов к организации партнерских отношений [11]. Сегодня система вузовского образования не адаптирована к требованиям заказчиков рынка труда, в ней преобладает исключительно теоретическая основа подготовки выпускников и не уделяется должного внимания наращиванию необходимых навыков практического использования полученных знаний. Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями затрудняет прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики и негативно сказалось на подготовке молодых специалистов, у которых, по мнению работодателей, отсутствуют необходимые знания и отмечается их оторванность от реалий практической деятельности. Это осложняет дальнейшее их трудоустройство, а, как известно, длительное отсутствие профессиональной и личностной перспективы сказывается не только на уровне жизни молодежи, оно самым непосредственным образом отражается на ее психологическом состоянии: росте ощущения неопределенности, неуверенности в завтрашнем дне, ослаблении чувства собственного достоинства [15]. Чтобы решить вопрос трудоустройства выпускников, необходимо в сотрудничестве с бизнес- сообществом согласовать содержание образования и привести основы и принципы подготовки вузами молодых специалистов в соответствии с требованиями заказчиков, объединить усилия для проведения научно-исследовательских работ, разработки научно-методического обеспечения всех уровней образования, наладить разработку и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность, обеспечить материально-техническую поддержку вузов. Для эффективного взаимодействия вузов и работодателей необходимо на государственном уровне совершенствовать нормативно-правовую базу, регулирующую процесс их сотрудничества и гарантирующую защиту вложенных средств работодателя в подготовку кадрового потенциала предприятия [15]. 158
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz