Север и рынок. 2015, N 2.

• низкий стартовый уровень студентов - неготовность к восприятию знаний и навыков в нестандартном (неакадемическом) формате, шаблонность и линейность мышления, слабая мотивация; • преобладание теоретической подготовки выпускников и недостаток необходимых навыков практического использования полученных знаний; • различие между жизненными и профессиональными притязаниями выпускников и реальными возможностями их осуществления; • различие между интересами развития отдельной организации и интересами общества; • различие между сиюминутными потребностями рынка труда и прогнозируемой на длительный период его структурой; • нарушенная система предприятий и системы профессионального образования, в том числе недостаточность обоснованной нормативно-правовой базы. Основными причинами несогласия работодателей вступать в трудовые отношения с выпускниками учебных заведений являются: отсутствие стажа и опыта работы, оторванность знаний от реалий практики [12]. Вместе с тем, сегодня работодатели испытывают кадровый «голод» в связи с демографическими проблемами (миграционный отток из региона экономически активного населения, рост числа пенсионеров) и общим старением персонала большинства предприятий, при этом расширяются масштабы деятельности крупного и среднего бизнеса и качественно изменяются условия хозяйствования. Несмотря на изменения в требованиях работодателей к выпускникам вузов, роль молодых специалистов ими оценивается достаточно высоко. Работодателям импонирует высокая мобильность, способность и проявление интереса к освоению нового, стремление к саморазвитию, инициативность и самостоятельность в работе. Также немаловажным фактом является то, что молодые кадры согласны работать за более низкую оплату труда, чем высококвалифицированные работники. В итоге молодые специалисты могут стать перспективным и ценным ресурсом для построения трудового резерва компании. В ряде случаев предприятия самостоятельно находят пути для формирования кадрового резерва, соответствующего их требованиям. Широкий опыт по управлению кадровым потенциалом приобретен градообразующим предприятием ОАО «Апатит», расположенным в городе Кировске. Подготовка трудового резерва ОАО «Апатит» начинается с этапа выбора школьником нужной профессии. Через работу системы шефских связей реализуется программа предпрофильной и профильной подготовки учащихся для самоопределения и выбора будущей профессии в школах городов Кировска и Апатиты. С 2005 г. действует программа «Апатит-класс», цель которой - осуществление профильной и предпрофильной подготовки индустриально-технологического направления 10-11 классов, а также полная и качественная реализация программы подготовки дальнего резерва рабочих кадров, инженерно-технических работников и менеджеров ОАО «Апатит» на базе средних общеобразовательных учреждений городов Кировска и Апатиты с участием в ней специалистов предприятия. Руководство предприятия планирует получить лояльный кадровый резерв, готовый целиком связать свое будущее с ОАО «Апатит», а также сформировать позитивное общественное мнение. В рамках программы анонсируется максимальная помощь выпускникам «Апатит-классов» в устройстве на работу и поступлении на профильные специальности местных вузов. В учебном 2006/2007 г. впервые были выпущены два 11-х класса в Кировске: из 38 учеников 30 связали свою будущую специальность с горным производством. С 2007 г. программа «Апатит-класс» действует в четырех классах города Апатиты и в трех - города Кировска. С 2007 г. ОАО «Апатит», испытывая на проблему дефицита рабочих специальностей, на базе профессионального училища г. Апатиты открыло профильную группу «АпатитПрофРезерв» - новый проект программы развития шефских связей в части подготовки кадрового резерва предприятия. Это позволяет ОАО «Апатит» получить в свои цеха и подразделения специалистов по необходимым рабочим специальностям и улучшить качество базовой подготовки будущих работников. При содействии ОАО «Апатит» в рамках проекта «Новые Горизонты» осуществляется профориентация и предпрофильная подготовка учащихся 8-9 классов на базе средних школ для пополнения качественного кадрового резерва будущих работников по востребованным на предприятии профессиям. В этом случае ОАО «Апатит» является партнером системы образования, а проект «Новые Горизонты» - инструментом реализации его партнерского участия. Организация применяет игровые технологии, проводит массовые тренинги мотивации для всех учащихся, весь опыт молодежной работы использует в новом ключе - для популяризации рабочих профессий и 157

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz