Север и рынок. 2015, N 2.
высокую долю населения, покидающего пределы Мурманской обл., занимают лица трудоспособного возраста (76 %), в их числе молодежь в возрасте от 16 до 29 лет (40 %). Проблемы на рынке труда, как правило, обостряются в периоды кризисных ситуаций. Основным в политике крупных компаний в это время становится активное сокращение издержек в таких направлениях, как ужесточение контроля за бюджетом, уменьшение бюджета на работу с агентствами, заморозка проектов, урезание годового бонуса, избавление от непрофильных активов [1]. Большая часть предприятий сосредоточивает свои усилия на оптимизации численности персонала. Так, исключением не стали градообразующие предприятия Мурманской обл., заявив о возможном увольнении более 7 тыс. сотрудников в первые месяцы финансово-экономического кризиса Снижение платежеспособного спроса на товары и услуги со стороны населения, а также предприятий-партнеров, уменьшение объемов государственных заказов, ужесточение условий получения кредитных ресурсов и другие причины вызывают в период кризиса финансовые проблемы на малых и средних предприятиях. Снижая риск финансовых проблем, большинство субъектов малого и среднего предпринимательства также занялись оптимизацией затрат, как правило, в ущерб численности персонала. На региональном рынке труда в этих условиях спрос на рабочую силу сокращается. Учитывая высокую долю молодежи в числе безработных региона (в отдельных муниципальных образованиях их удельный вес еще в докризисные периоды доходил до 60 % и более), содействие занятости молодежи на этапе кризиса переходит в разряд наиважнейших задач социальной политики региона [2]. В целях предотвращения напряженной ситуации на рынке труда Правительством Мурманской обл. разрабатываются мероприятия разного характера, которые реализуются в рамках региональных программ. В частности, в 2009 г. Программа по снижению напряженности на рынке труда включала следующие направления: повышение конкурентоспособности на рынке труда работников организаций, находящихся под риском увольнения; стимулирование сохранения и создания рабочих мест; развитие территориальной трудовой мобильности населения [3]. Среди названных направлений поддержки предусматривались меры, способствующие включению молодежи в трудовые отношения. В частности, государственная забота о выпускниках образовательных учреждений была представлена организацией общественных работ и временным трудоустройством. Кардинальные меры, направленные на повышение активности и развитие навыков выпускников к адаптации на рынке труда, не были предприняты [4]. Программа дополнительных мер в 2010 г. предусматривала направить 375 выпускников на стажировку для приобретения опыта работы, в том числе выпускников НПО - 93, СПО - 117 и ВПО - 165 чел. [5]. На самом деле в такой стажировке приняли участие 768 выпускников образовательных учреждении и их наставников. Были выделены субсидии 997 гражданам на содействие самозанятости и создание новых рабочих мест. В 2011 г. была разработана очередная программа мер по трудоустройству свыше 21 тыс. граждан из числа незанятого населения, в т. ч. около 3 тыс. высвобожденных работников, 900 выпускников образовательных учреждений [6]. Кроме того, органам местного самоуправления было предоставлено дополнительное право участия в организации и финансировании мероприятий, связанных с трудоустройством определенных категорий населения: • проведение оплачиваемых общественных работ; • временное трудоустройство несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые; • ярмарки вакансий и учебных рабочих мест. Центры занятости населения муниципальных образований сохраняют активность по выполнению мероприятий, способствующих трудоустройству молодежи области. Во исполнение постановления Правительства Мурманской обл. «Об организации временной занятости выпускников учреждений высшего профессионального образования - "Молодежная практика » центры занятости населения обеспечивают работу по подбору предприятий, способных организовать временные рабочие места для приобретения выпускниками опыта по полученной специальности в целях дальнейшего трудоустройства их на постоянную работу. Центры занятости населения заключают с организациями, давшими согласие на прием выпускников, договоры о создании дополнительных временных рабочих мест на основе финансовой поддержки, выделяемой из средств областного бюджета. Работодателям в ответ на предоставление рабочих мест компенсируются: 155
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz