Север и рынок. 2015, N 2.
Доля населения, которое в 2002 г. числилось в группе 15-24 лет, в следующем рассматриваемом периоде 2010 г. в большей мере переходит в возрастную группу 24-35 лет (см. рис.2). Процесс естественного движения возрастной группы позволяет судить о степени качества использования изначально достигнутого образовательного уровня. В результате перехода одной возрастной группы в другую можно наблюдать не только процесс формирования образовательного потенциала, но и его качественный рост в рамках исследовательского периода. В целом по СЗФО в 2002 г. показатель уровня образовательного потенциала в исследуемых возрастных группах является неодинаковым, замечен ряд различий. Большая доля образовательного потенциала приходится на возрастную группу 15-25 лет, которая впервые получает определенный уровень образования. Причем основная доля приходится на выпускников общеобразовательных школ (1 244 309 чел.), им только предстоит сделать выбор учреждения профессионального обучения. Рис.2. Процесс движения образовательного потенциала по возрастным группам Обратившись к данным демографических показателей, можно заметить, что отражением роста рождаемости 1980-х гг. стала ситуация с поступлением на бюджетные места в учреждения профессионального образования в период с 1999 по 2003 гг., характеризующаяся высоким конкурсом абитуриентов на многие виды специальностей вузов, причиной которого стала «мода» на высшее образование. Вторую долю образовательного потенциала в 2002 г. составляет группа населения в возрасте от 35 и до 44 лет, которое уже обладает профессиональным знанием, опытом работы и способно внедрять образовательные навыки в производственный процесс и хозяйственную деятельность, активно использовать свой творческий потенциал. По структурному представительству более половины лиц этой группы специалисты со средним профессиональным образованием (1 200803 чел). Незначительное отставание в 2002 г. показывает возрастная группа возрасте 25-34 лет, для нее характерен ряд специфических особенностей. Во-первых, эта возрастная группа лиц в основном 1970-х годов рождения, т. е. времени до демографического подъема рождаемости. Основную долю представляют лица со средним профессиональным образованием (961663 чел). Во-вторых, возможной причиной более низких показателей является миграция молодых людей в связи с трудным переходным периодом в экономике России, готовностью молодежи учиться и работать за границей (рис.3а). Несколько иная картина наблюдается в следующем исследовательском периоде - в 2010 г. (рис.3б). Большая доля образовательного потенциала приходится на возрастную группу 24-35 лет, которая в предыдущем исследовательском периоде являлась возрастной группой 15-24 года и которая на данный период получила профессиональное образование. В результате движения образовательного потенциала в рамках исследуемых периодов и возрастных групп можно прогнозировать увеличение образовательного потенциала в том или ином периоде, что позволит обеспечить наиболее качественное и эффективное его использование. Проведенный анализ выявил лидирующие и отстающие территории СЗФО в рассматриваемый период времени. Существенное отставание от остальных регионов показывает Новгородская и Псковская области. 150
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz