Север и рынок. 2015, N 2.

Объектом исследования выбран Северо-Западный федеральный округ (СЗФО), так как этот экономический район представляет собой совокупность субъектов России, разных по своим характеристикам (приграничные и северные территории, периферийные и центральные регионы), а также включает город федерального значения Санкт-Петербург. Исследование образовательного потенциала населения региона строится на изучении статистических баз данных Росстата по регионам СЗФО и результатов Всероссийской переписи населения в 2002 и 2010 гг. [5, 6]. Для расчета образовательного потенциала региона выбран статистический подход анализа сопоставимых по регионам данных на основе следующих показателей: 1. Численность населения по субъектам РФ в возрасте от 15 и старше по уровню достигнутого образования. 2. Численность занятого в экономике населения по субъектам РФ. Расчет уровня образовательного потенциала (ОП) проводится на основе данных о достигнутом уровне образования населения по возрастным группам: • с высшим профессиональным образованием; • с профессиональным специальным и начальным образованием; • со средним общим образованием. За основу определения возрастных групп для оценки образовательного потенциала населения региона были выбраны демографические параметры, которые характеризуют население по поколению года рождения и принадлежности к социальной группе людей в 10-летний период развития личности. Вторым условием является методика структуры Всероссийской переписи по распределению населения по возрасту в 2002 и 2010 гг. Таблица 1 Параметры определения возрастных групп по году рождения и принадлежности к поколению Возраст, лет Всероссийская перепись 2002 г. Всероссийская перепись 2010 г. 15-24 1987-1978 (Х) 1995-1986 (Y) 25-34 1977-1968 (СССР) 1985-1976 (X) 35-44 1967-1958 (СССР) 1975-1966 (СССР) ПРИМЕЧАНИЕ. Поколение Y - люди, которые росли в эпоху бурного развития новых технологий, почти не застали мир без Интернета; индивидуализм, избалованность, высокие потребности; легко приспосабливаются к новым условиям, без проблем меняют место обитания и работы, способны быстро развиваться и решать несколько задач одновременно, идеалистичны и позитивны. Поколение Х - высокий показатель рождаемости 1980 гг. как в России, так и в регионах СЗФО, 15-17 рожденных на 1000 чел. населения; мода на высшее образование. Поколение СССР - люди, родившиеся в Советском Союзе; благополучие, ощущение уверенности в своих силах, стремление к новым достижениям. В результате авторами была разработана следующая формула, которая позволяет определить уровень образовательного потенциала (ОП) в различных возрастных группах по отношению к численности занятых в экономике региона: д = _______AII + II +NI_______ ^еПёаито и ^аіуойо а yeiiiieea ’ где ВПО - численность населения, достигнувшая уровня высшего профессионального уровня образования по возрастным группам; ПО - численность населения, с уровнем среднего профессионального и начального профессионального образования по возрастным группам; СО - численность населения, имеющего уровень среднего общего образования по возрастным группам. Рассматриваемые параметры образовательного потенциала позволяют определить качественно новые характеристики содержания оценки образовательного потенциала и разработать методику его количественного расчета. Мы предлагаем под образовательным потенциалом территории понимать уровень образования населения в наиболее продуктивном трудоспособном возрасте человека от 15 и до 44 лет. В рамках исследования разработана и предложена классификация возрастных групп, которая в своей основе использует данные об уровне образования граждан при достижении ими определенного возраста: от 15 до 24 лет, от 25 до 34 лет, от 35 до 44 лет. В рамках данного исследования возрастные группы рассматриваются как совокупные оценки образовательного потенциала поколения (рис.1). 148

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz