Север и рынок. 2015, N 2.

Развитие экономики региона определяется эффективностью использования его потенциала - как природного, так и социально-общественного. Особая роль в этом процессе принадлежит использованию человеческих ресурсов и оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал. Исследования по оценке человеческого капитала последних лет показывают: цель измерения человеческого капитала многогранна; это означает, что показатели человеческого капитала выбираются таким образом, чтобы отразить различные аспекты [1]. Одним из подходов к расчету сопоставимых данных по человеческому капиталу является метод использования статистических данных, доступных в национальной системе, например, переписи населения. Данный подход для оценки роли человеческого капитала в рыночной деятельности в своих исследованиях использовали Вэй (Wei) (2004, 2008, Австралия), Ли (Le) с соавторами (2006, Новая Зеландия), Гу и Вонг (Gu and Wong) (2008, Канада) [1]. Статистические измерения человеческого капитала России с использованием данных переписи населения выполнил Р. И. Капелюшников и восполнил пробел в знаниях о человеческом богатстве современной России. Он рассчитал стоимость человеческого капитала для двух лет - 2002 и 2010 гг., поскольку только в эти годы в истории современной России проводилась перепись [2]. Понимание человеческого капитала как многокомпонентного фактора развития региона дает основание изучать отдельно каждую его составляющую. Образовательный капитал как одна из составляющих человеческого капитала несет в себе статистический аспект оценки той доли населения, которая, затратив временные и материальные ресурсы, достигла определенного уровня образования. Таким образом, уровень достигнутого образования человеком является одной из важнейших тем исследования, интерес к которой все более возрастает как с позиции качества и содержания полученных знаний, так и с позиции востребованности полученных знаний и их воспроизводства. Социальная и экономическая ценность уровня образования населения заключается в осознании того, что «образованные люди успешнее адаптируются к технологическим, институциональным и социальным сдвигам, активнее включаются в освоение новых знаний и навыков, быстрее откликаются на достижения научно-технического прогресса и начинают раньше внедрять их в своей повседневной практике» [2]. Целью настоящей работы является поиск механизма эффективного управления социально­ экономическим развитием региона посредством раскрытия возможности использования человеческого капитала, а именно его составляющей - уровня образования населения. Основанием этому является представление о том, что вклад человеческого капитала в экономический рост региона происходит не только за счет инвестиций в сферу образовательных услуг, но и тогда, когда образовательный капитал населения во времени может рассматриваться в качестве потенциала и выступать источником новых идей и инноваций, мотивацией к развитию экономической деятельности. Таким образом, основная задача исследования состоит в разработке нового подхода к оценке образовательного потенциала населения региона и определению тех институциональных условий регионального развития, которые бы помогали человеку чувствовать себя необходимым на территории и быть способным осуществлять в ее границах экономическую жизнедеятельность. Образовательный потенциал является трудно оцениваемым фактором социально­ экономического развития в силу специфики данной категории, отсутствия четкого общепринятого в современной науке определения понятия «образовательный потенциал» и множества существующих количественных и качественных подходов к его измерению. Образовательный потенциал региона во многом определяет характер экономического и социального развития, является важнейшим фактором, способным обеспечивать динамичный рост развития региональных рынков товаров и услуг [3]. Образовательный потенциал населения региона мы рассматриваем с позиции рыночных механизмов его использования, т. е. какое влияние он оказывает на активность экономических процессов на территории, соответствует ли стратегическое видение развития территории образовательному потенциалу населения по уровню достигнутого образования. В то же время нельзя не согласиться с позицией ученых о том, что человек выбирает регион проживания там, где он получает достойную заработную плату за свой труд и в соответствии с тем уровнем образования, которого он достиг [4]. В настоящее время образованный человек, особенно «поколения Х», очень мобилен и быстро адаптируется к изменяющимся экономическим условиям жизни, в связи с этим в российских регионах наблюдаются новые явления, такие как трудовая миграция, конкуренция на рынке труда, дифференциация уровня заработной платы, изменение численности экономически активного населения. Настоящее исследование образовательного потенциала также направлено на изучение данных факторов влияния по регионам России. 147

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz