Север и рынок. 2015, N 2.

Правомерно поставить вопрос: на кого делается ставка государством при формировании льготной налоговой системы в части инноваций? Эффект установления льготного налогообложения может быть достигнут только при четком понимании того, кто может их использовать на практике с выгодоприобретением не только для себя, но и развития национальной экономики в целом. Научно-инновационные процессы предполагают формирование ролевых взаимоотношений среди определенного круга участников. В общем виде к участникам инновационных взаимоотношений относятся государство, хозяйствующий субъект (предприятие) и наука. Государство занимает в этих отношениях лидирующее место. Бизнес же оказывается пассивным участником, так как представляет собой в основном потребителя результатов инновационных процессов. Такова была тенденция отношений крайне долгое время, и для ее корректировки потребуется много времени и привлечение разных инструментов. С этой точки зрения предоставленные налоговые преференции являются инструментом активизации хозяйствующих субъектов в инновациях. В заключение необходимо отметить, что налоговый механизм стимулирования инновационного развития сегодня в целом создан, но в условиях российской специфики, возможно, имеет смысл сочетать данный механизм с другими инструментами. Литература 1 . Our common future. Chapter 2: Towards sustainable development. U RL : http://www.un- documents.net/ocf-02.htm ( дата обращения: 18.12.11). 2. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. М.: Экономика, 2002. 736 с. 3. Амосов Н. М. Как жить, чтобы выжить // Лит. газ. 1990. 18 июля. 4. Колодко Г. В. Мир в движении / пер. с пол. Ю. Чайникова. М.: Магистр, 2009. 575 с. 5. Шумпетер Й. Теория экономического развития: пер. с нем. М.: Прогресс, 1982. 456 с. 6. Freeman C. The еconomics of hope. London; N. Y.: Pinter, 1992. 7. Mensch G. Stalemate in technology. Cambridge; Mass: Ballinger Publishing Company, 1979. P. 123. 8. Hauknes J. Innovation system and capabilities of firms // STEP report. Oslo, 2000. 9. Кругликов А. Г. Системный анализ научно-технических нововведений. М.: Наука, 1991. 120 с. 10. Клименко В. Л., Садчиков И. А. Экономические проблемы научно-технического прогресса в нефтехимической промышленности. Л.: Химия, 1976. 177 с. 11. Рашкин В. Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования инновационной деятельности в Российской Федерации // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2007. № 5-9. С. 11. 12. Иванов Ю. Б. Налоговые аспекты государственной поддержки инновационной деятельности предприятий // Материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Р. М. Нижегородцева. М., 2006.С. 114. 13. Налоговый Кодекс Российской Федерации: федер. закон. URL: www.consultant.ru. 14. О науке и государственной научно-технической политике: федер. закон от 23 авг. 1996 г. № 127- ФЗ (в ред. от 3 дек. 2011 г.). URL: www.consultant.ru. 15. Об инновационном центре «Сколково»: федер. закон от 28 сент. 2010 г. № 244-ФЗ (в ред. от 28 нояб. 2011 г.). URL: www.consultant.ru. 16. О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 371-ФЗ. URL: www.consultant.ru. 17. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июня 2007 г. № 209-ФЗ (в ред. от 6 дек. 2011 г.). URL: www.consultant.ru. 18. Иванова М. В., Дяченко Н. Г. Методы стимулирования инновационной деятельности: налоговые преференции в сфере НИОКР // Вестн. ИНЖЭКОНа. Серия «Экономика». 2012. Вып. 3(54). С. 18-23. 19. Иванова М. В. Налоги как инструмент регионального инновационного развития // Российское предпринимательство. 2012. № 8(206). 20. О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области: закон Мурманской обл. от 11 янв. 2011 г. № 1315-01-ЗМО2. URL: www.consultant.ru. 21. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях: федер. закон от 11 авг. 1995 г. (в ред. от 23 дек. 2010 г.). URL : www.consultant.ru. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz