Север и рынок. 2015, N 2.
На территории Мурманской обл. для целей поддержки инновационной деятельности в соответствии с действующим законодательством потенциально могут быть реализованы региональные налоговые льготы по налогам, подлежащим зачислению в бюджет субъекта РФ [19]. • Налог на прибыль. Налоговая ставка - 20 %, при этом сумма налога в размере 2 % зачисляется в федеральный бюджет, а 18 % зачисляется в бюджеты субъектов РФ. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13.5 % [4, ст. 284, п. 1]. Максимальный размер льготы составляет 4.5 % (18-13.5 %). • Налог на имущество организаций. Отметим, что чаще всего льгота предоставляется в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет. В некоторых случаях допускается снижение ставки по налогу на имущество на 50 %. Аналогично налогу на имущество в части земельного налога предоставляются льготы для субъектов инвестиционной деятельности в размере средств, подлежащих зачислению в региональный бюджет. В Мурманской обл. соответствующего общего законодательного акта, устанавливающего льготы для участников инновационной деятельности, нет, льготы предоставляются отдельным предприятиям, включенным в областную инвестиционную программу или реализующим «приоритетный» инвестиционный проект. В ст. 9 закона Мурманской обл. «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Мурманской области» от 11 января 2011 г. № 1315-01-ЗМО2 предусмотрено, что государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Мурманской обл. с целью создания благоприятных условий для ее развития может осуществляться в следующих формах [20]: 1. Установление получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности льгот по налогам и сборам в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области. 2. Установление в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области оснований и условий предоставления получателям государственной поддержки инвестиционной деятельности отсрочки и рассрочки уплаты налогов и сборов, инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита. В отношении инвесторов инновационной деятельности, то есть тех хозяйственных субъектов, которые вкладывают финансовые средства в разработку, освоение новых товаров, работ и услуг на региональном уровне, не предусмотрено никаких преференций, хотя данные субъекты фактически оказывают благотворительность. Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. Спонсорство и благотворительность в законодательстве отождествлены. По налогу на прибыль для спонсоров нет налоговых льгот. По налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 3 ст. 149 Налогового кодекса установлена льгота для организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. В пп. 12 указанного пункта говорится, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории Российской Федерации передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров. В законе есть цель благотворительной деятельности - содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности [21]. Однако применение данной льготы не может существенно заинтересовать спонсора, так как на финансовые результаты его деятельности воздействие данной преференции имеет минимальную нагрузку. Обобщая вышеизложенное в части предоставления налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, следует отметить, что на региональном уровне законодатели серьезно ограничены федеральным законодательством, а имеющиеся возможности предпочитают реализовывать для решения в первую очередь социально-экономических задач в ущерб поддержке научно-технического направления бизнеса. 132
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz