Север и рынок. 2015, N 2.

Й. Шумпетер на основе учения Н. Кондратьева разработал инновационную теорию длинных волн, интегрировав ее в общую инновационную теорию экономического развития [5]. Циклическое движение выпуска Шумпетер считал формой отклонения от равновесия, к которому всегда стремится экономическая система. Спонтанные сгустки нововведений вызывают радикальные изменения в экономике, которые уводят ее от изначальной равновесной траектории. Система уже никогда не возвращается к прежнему равновесному состоянию. Новый цикл начинается в период очередной депрессии на новом уровне равновесия. Смена уровней, по Шумпетеру, и определяет долговременную траекторию экономического развития, в ходе которого экономическая система находится в динамическом равновесии. Согласно инновационной концепции [6], именно кластеры инноваций, создающие лидирующий сектор в экономике, вызывают к жизни большие циклы деловой активности. Инновации выступают в роли локомотива экономического развития. Инновационный процесс, как показал немецкий экономист Герхард Менш (Mensch), запускается в периоды депрессии [7]. Он назвал это явление «триггерным свойством» депрессии. Революционные технологии, лежащие в основе базисных инноваций, приводят, в свою очередь, как к технологическим, так и отраслевым структурным изменениям в экономике, определяющим темпы, качество и устойчивость развития. Таким образом, инновационные процессы играют существенную роль в обновлении общества. Инновационная система, как подсистема экономики, направлена на формирование изменений в экономической системе (т. е. модернизацию) путем приобретения, производства и распространения новых знаний [8]. Основная задача инновационной системы - обеспечение интенсивного развития и создание условий для НТП и, соответственно, обновления всех подсистем национальной экономики за счет производства знаний. Так, некоторые ученые рассматривают НТП как «процесс приобретения, накопления и распространения знаний, воплощенных в созданных человеком средствах и способах его деятельности» [9], или как «рост использованных знаний о том, как строить и эксплуатировать средства труда и как экономически эффективнее обрабатывать предметы труда» [10, с. 16]. Таким образом, инновационная система косвенно вносит вклад в экономический рост и конкурентоспособность. В зарубежной практике наиболее явно выделяется три основных подхода к определению инновационной системы: узкотехнологический ; концепция национальной инновационной системы (НИС); концепции региональных инновационных систем (РИС). Исследователи, которые фокусируются на технологических системах, утверждают, что понятие «национальный» слишком широкое. Институциональные структуры, поддерживающие инновации в одной области, могут не быть существенными для других областей; едва ли общественные институты (институциональная среда) двух технологических областей могут перекрывать друг друга (частично совпадать). По методам формирования РИС в России можно разделить на три группы: • созданные по инициативе региона как возможный вариант обеспечения улучшения его социально­ экономического развития (например, Томская обл.); • по инициативе федеральных органов в рамках национальной инновационной системы; • в рамках пилотных проектов (например, Сколково, ОЭС и др.). Эффективность функционирования региональных инновационных систем в первую очередь определяется их внешней средой. В данном случае основными функциональными элементами внешней среды являются органы власти, которые в рамках единого подхода определяют концептуальные положения инновационной политики государства и соответствующие ей институты и инструменты. Прежде всего, эффективность внешней среды будет определяться созданным правовым полем. Так, следуя основному принципу «причинности» функционирования динамических систем, отклик инновационной системы может начаться только после определенного толчка или воздействия. В результате эффективность будет измеряться воздействием государства на инновационную систему, наличием и возможностью использования государственных инструментов как производителями, так и потребителями инноваций. Для каждой группы РИС применяются как общие, так и индивидуальные подходы государственного регулирования (бюджетные и налоговые). Рассмотрим основные налоговые стимулы в сфере НИОКР. В мировой практике налогового стимулирования инновационной деятельности существует три основных направления: 1) создание специальных налоговых режимов поддержки инновационной деятельности в рамках специальных экономических зон и технопарков; 2) специальные налоговые льготы для деятельности инновационных организаций; 129

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz