Север и рынок. 2015, N 2.
Арктической зоны РФ (за исключением районов интенсивной добычи нефти и газа) является прямой угрозой национальной безопасности. Важным индикатором является также деградация основных портов восточного сектора Северного морского пути [12]. С другой стороны, масштабное освоение ресурсов Арктического шельфа начнется за пределами 2020 г., как, впрочем, и огромных угольных запасов Тунгусского бассейна (если в этом возникнет необходимость). Поэтому перспективное развитие арктической инфраструктуры и производственного потенциала должно в максимально возможной мере учитывать такие тенденции и их вероятностный характер. А система районирования дает возможность минимизировать затраты и в определенной мере избежать ошибок (или смягчить их последствия). Отдельно представляется необходимым кратко отметить, что развитие производительных сил в рассмотренных условиях будет кардинально зависеть от инновационных процессов в стране. Во-первых, смена модели экономического развития с ресурсно-экспортной на ресурсно инновационную неизбежно обусловит перераспределение ресурсов в высокотехнологичные отрасли. При этом, во-вторых, арктические регионы смогут получать в большем объеме отечественную технику и технологии для добывающих отраслей, в том числе на основе импортозамещения. Наконец, и сами процессы по снижению воздействия природно-климатических изменений будет легче планировать и осуществлять при соответствующих сдвигах в нашей промышленности [13]. Существующие прогнозы позволяют утверждать, что в наиболее существенной степени климатические изменения затронут транспортно-инфраструктурный комплекс [14], причем не столько морской транспорт (хотя портовые сооружения могут значительно пострадать), сколько сухопутные системы, в первую очередь трубопроводные. Необходимы превентивные меры и по модернизации железных дорог, расположенных в зонах многолетней мерзлоты. Важно иметь в виду, что хозяйственная деятельность в условиях значительных изменений климата - вопрос не только и даже не столько государственной политики, сколько самих экономических субъектов. Конечно, адаптация производственных систем потребует значительных вложений средств и может отрицательно сказаться на текущих затратах, в том числе по оплате труда. Необходимы системные подготовительные мероприятия по снижению негативных настроений [15]. Таким образом, подводя итог приведенным аналитическим материалам, можно сделать следующие выводы: • изменение (потепление) климата в Арктике носит долговременный и вероятностный характер, что должно учитываться при прогнозировании деятельности хозяйственных систем и обеспечения жизнедеятельности в целом; • географические характеристики климатической динамики имеют значительные различия, особенно в европейской и азиатской части российской Арктики, что обусловливает необходимость четкой региональной, а иногда и точечной структуризации мер по нейтрализации воздействия на хозяйственные и социальные объекты; • последствия носят как позитивный, так и негативный характер, что уже сейчас предопределяет необходимость разработки мер по адаптации к изменению капитальных объектов и транспорта; • для своевременного и адекватного реагирования на изменения необходима современная система мониторинга и анализа климатических изменений, а также прогнозирования динамики возможных последствий, в том числе с точки зрения потребности в энергетических ресурсах на основных мировых рынках. Литература 1. Логинов В. Г., Балашенко В. В. Средний арктический регион: ресурсы, социум, экология и экономика. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН, 2014. 282 с. 2. Селин В. С., Васильев В. В., Широкова Л. Н. Российская Арктика: география, экономика, районирование. Апатиты: КНЦ РАН, 2011. 204 с. 3. Российская Арктика: современная парадигма развития / под ред. А. И. Татаркина. СПб.: Нестор- История, 2014. 844 с. 4. Материалы к «Стратегическому прогнозу изменений климата Российской Федерации на период до 2010-2015 гг. и их влияния на отрасли экономики России». М.: Росгидромет, 2005. 5. Возможные антропогенные изменения климата России в XXI веке: оценки по ансамблю климатических моделей / В. П. Мелешко [и др.] // Метеорология и гидрология. 2004. N° 4. С. 38-49. 6. Хрусталев Л. Н., Медведев А. В., Пустовайт Г. П. Многолетнее изменение температуры воздуха и устойчивость проектируемых в криолитозоне сооружений // Криосфера Земли. 2006. Т. IV, N° 3. С. 35-41. 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz