Север и рынок. 2015, N 2.

различные подходы к определению национальных и региональных инновационных систем и методы формирования региональных инновационных систем в России. Для оценки возможностей инновационного развития и подтверждения тезиса о комплексности детерминант длительного развития был проведен анализ современного состояния правового поля России в целом и в регионе (Мурманской обл.) в разрезе налогового законодательства. Правомерно предполагать, что эффективность инновационного развития будет измеряться воздействием государства на инновационную систему наличием и возможностью использования государственных инструментов как производителями, так и потребителями инноваций. Для этой цели были проанализированы для каждой группы РИС как общие, так и индивидуальные подходы государственного регулирования (бюджетные и налоговые). Рассмотрение основных федеральных законов РФ позволило выявить, что система налоговых инструментов довольно разнообразна и по формам, и по содержанию. Ключевые слова: инновации, научно-технический прогресс, экономический рост, инновационные системы, налоги. INSTRUMENTS OF TAX REGULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY (ON THE EXAMPLE OF THE MURMANSK REGION) M. V. Ivanova Doctor of Sciences (Economics), Head of Business informatics department Kola branch of Petrozavodsk State University, Apatity, Russia Abstract. Innovative development is closely connected with economic growth and development of enterprises, regions and countries. In turn, the revolutionary technology underlying the basis innovation result into technological and industry structural changes in the economy, determining the rate, quality and sustainability. To understand the essence of innovation processes the relationship of science and technology and innovation systems has been examined in the article. Different approaches to the definition of national and regional innovation systems and methods of formation of regional innovation systems in Russia have been explored. In order to evaluate the innovative development possibilities and confirm the thesis of the long-term development determinants complexity the current state of the Russia legal field in general and in the region (Murmansk region) in the context of tax law has been analyzed. One can rightly assume that the effectiveness of innovative development will be measured by the state influence on innovative system with availability and possibility to use the governmental tools both by innovative manufacturers and consumers. For this purpose both general and individual approaches of state regulation (budget and taxation) for each group RIS have been analyzed. Consideration of the Russian Federation main laws has allowed to reveal that the system of tax instruments is diverse both in form and content. Key words: innovations, scientific and technologicalprogress, economic growth, innovative systems, taxation. По оценкам зарубежных и отечественных исследователей и экспертов, экстенсивные факторы роста, которые базируются на увеличении количества используемых ресурсов (масштабы добычи невозобновляемых ресурсов, численность занятых, возможности приращения новых площадей плодородных земель, запасы пресной воды и др.), приближаются к максимальному уровню использования. Потребности общества - и личные, и производственные - растут быстрее, чем используемые для их удовлетворения ресурсы. За 50 лет второй половины ХХ в. численность населения Земли увеличилась в 2.4 раза; многократно выросло количество и улучшилось качество товаров и услуг, потребляемых каждым человеком. Данные тенденции могут негативно сказаться на реализации концепции устойчивого развития, которая предполагает такую модель социально­ экономического развития, при которой реализуется высокий коэффициент будущего* и удовлетворяются жизненные потребности настоящего времени, но не ставится под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности [1]. * В 1990 г. известный хирург и биокибернетик Н. М. Амосов подвел итоги предложенного им опроса педагогов, врачей, психологов, социологов, философов по широкому кругу проблем личности. Среди многих предложенных вопросов был и такой: «Каким процентом своего нынешнего благосостояния Вы готовы пожертвовать, чтобы предотвратить будущую экологическую катастрофу?» Вот полученные ответы: если катастрофа ожидается через 20 лет, то почти половина респондентов готова отчислить более 10% доходов; если через 50 лет, то таких наберется только четверть; а если кризис отодвинуть на 100 лет, то 40% респондентов вообще ничего не пожертвуют, а остальные - лишь 1% или того меньше. Таким образом, степень учета будущего в современном поведении индивидуума, коллектива или государства отражается в виде «коэффициента будущего» [3]. 127

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz