Север и рынок. 2015, N 2.

научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор региональной экономики, доведению научных знаний до промышленного производства, производству наукоемкой продукции, что является важнейшей предпосылкой устойчивого инновационного развития региона. Для решения задач инновационного развития Мурманской обл. необходимо создать организационные условия для интеграции наука - высшая школа - бизнес. Наличие в области мощного потенциала фундаментальной и прикладной науки - КНЦ РАН и Кольского филиала Геофизической службы РАН (как базового компонента национальной инновационной системы) было и остается конкурентными преимуществами региона. Интеграция науки, образования и бизнеса позволит осуществить активизацию процессов коммерциализации результатов прикладных научных разработок и исследований, передачу технологий в реальный сектор экономики. Для того чтобы обеспечить связь между всеми субъектами системы, необходимы своеобразные «мосты» между бизнесом, наукой и образованием - объекты инновационной инфраструктуры, способствующие развитию инновационной деятельности. В настоящее время в Мурманской обл. инновационная инфраструктура поддержки инноваций и продвижения на рынок инновационной продукции включает в себя следующие организации [13]: • Государственное областное учреждение «Мурманский региональный инновационный бизнес-инкубатор»; • некомерческое партнерство «Технопарк - Апатиты»; • некоммерческая организация «Фонд развития малого предпринимательства Мурманской области» (ФОРМАП); • Мурманский центр научно-технической информации - филиал ФГУ «Объединение «Росинформресурс» Минпромэнерго России»; • Инновационно-технологический центр Мурманского государственного технического университета; • некоммерческое партнерство «Центр трансфера технологий». Кроме того, создан Координационный совет по поддержке инвестиционной и инновационной деятельности в Мурманской обл. [14]. Однако и в данной сфере на сегодняшний день наблюдается ряд проблем: 1) созданных объектов инновационной инфраструктуры недостаточно для активизации и поддержки инновационного предпринимательства; 2) вузы практически не используют возможность создания малых инновационных предприятий (только один инновационно-технический центр создан на базе вуза); 3) данные организации распределены по территории Мурманской обл. неравномерно (Мурманск - 4, Апатиты - 2); 4) в действующем законодательстве, посвященном инновационной деятельности, слабо прописаны стимулы развития инфраструктуры инновационного бизнеса (в т. ч. технопарков и других аналогичных структур). Даже в небольших экономиках на стадии инновационного развития, как правило, существует довольно широкий круг отраслей и фирм, способных конкурировать на международном уровне. Однако конкурентные преимущества значительной части этих отраслей и отраслевых кластеров опираются на традиционно сильные секторы экономики. Многие инновационные компании в отрасли возникают в сферах, тесно взаимодействующих с традиционными. Точками инновационного роста могут стать моногорода области - Кировск, Мончегорск и приграничные районы Алакуртти. Актуальным остается вопрос об активизации и поддержке инновационного предпринимательства, что требует создания уже апробированных структур по всей территории Мурманской обл. - технопарков, бизнес-инкубаторов, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий. Инновационная структура (научно-технологическая сфера) нуждается в научно-производственных внедренческих зонах (площадках), на которых научные разработки и опытные образцы новой техники доводились бы до уровня непосредственного внедрения в производство. Для разработки и распространения инноваций, их промышленного освоения требуется совершенствование действующего законодательства как на федеральном, так и региональном уровнях. Следует подчеркнуть, что основным условием для реализации интеграционных процессов в сфере науки, образования и бизнеса является наличие механизма государственного регулирования данного процесса: создание нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие интеграционных 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz