Север и рынок. 2015, N 2.

В современных условиях особенно актуальным становится построение системы подготовки и переподготовки кадров для овладения навыками бизнес-проектирования, оценки эффективности инновационных проектов, проведения маркетинговых исследований, формирования бизнес-команды и разработки внедренческих мероприятий по реализации проектов, учитывающих специфику работы на Севере. Предлагается следующий алгоритм внедрения инноваций в образовательную деятельность высших учебных заведений, а в дальнейшем и в экономику региона [12] (рис.4). 1. Внедрение в образовательный процесс деловой игры в форме виртуальной модели малого инновационного предприятия____________ 2. Создание малого инновационного предприятия на базе высшего учебного заведения _________________________ іі:______________________________ 3. Создание малого инновационного предприятия как самостоятельной структуры Рис.4. Схема внедрения инноваций в образовательный процесс вуза и экономику региона На первом этапе разрабатывается и внедряется в образовательный процесс деловая игра в форме виртуальной модели инновационного предприятия, в которой принимают участие студенты различных факультетов (экономисты, юристы, математики, информатики и т. д.). Под руководством научных руководителей студенты учатся применять на практике основы инновационного менеджмента, изучают нормативно-правовую базу, регулирующую функционирование малых инновационных предприятий, приобретают знания в сфере привлечения инвестиций в инновационные проекты, формируют навыки работы с интеллектуальной собственностью и т. д. На втором этапе создается реальное малое инновационное предприятие на базе высшего учебного заведения в целях разработки инновационных продуктов и получения коммерческой выгоды от их реализации, а также для оказания консультационных услуг и консалтинговой поддержки по научно-техническим, финансовым, юридическим и другим вопросам. Вполне вероятно, что на данном этапе коммерциализация результатов исследований будет носить, по большей части, вероятностный, отсроченный характер, но, тем не менее, создание таких структур, во-первых, существенно повысит качество обучения, во-вторых, будет способствовать привлечению и закреплению молодежи в науке и образовании, а в перспективе приведет к формированию инновационной среды региона. На третьем этапе создается самостоятельное малое инновационное предприятие, реализующее конкретные инновационные проекты по заказу предприятий, финансируемые в основном за счет бизнес-сообщества. Эффект от создания малых инновационных предприятий очевиден для всех субъектов интеграционных процессов, и в большей степени для региональной экономики. При создании таких предприятий вузы и научные организации решают сразу несколько задач: • получают возможность реализовать научные инновационные проекты и дополнительный источник финансирования от результатов интеллектуальной деятельности; • оказывают содействие сотрудникам, которые видят в себе силы и желание зарабатывать собственными знаниями, заниматься наукоемким бизнесом; • малые предприятия становятся базой для практики студентов и трудоустройства выпускников. Немаловажным фактом является наличие налоговых льгот для малых инновационных предприятий, возможность бесконкурсной аренды и покупки оборудования (поскольку они не являются государственными организациями). Эффект для бизнеса заключается в получении инновационно мыслящих специалистов, способных к реализации инновационных проектов, кроме того вузы и научные организации в качестве соучредителей являются серьезным статусом, повышающим престиж компании (фирмы). Создание малых инновационных предприятий будет способствовать развитию научно - технического потенциала региона, формированию новых рабочих мест, продвижению результатов 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz