Север и рынок. 2015, N 1.
способности человека зависят от объема используемых им источников энергии. Важно заметить, что количество и качество доступных человеку энергетических ресурсов создает основу для его материального существования, обеспечивает соответствующий уровень качества его жизни, оказывает непосредственное влияние на процесс экономического роста. На международном экономическом форуме 20-21 июня 2013 г. в Санкт-Петербурге было отмечено, что мы живем в эпоху нестабильности мировых рынков, когда экономический рост еще не стал устойчивым. Вообще недостаток экономического роста - проблема современной мировой экономики. Негативное влияние на экономический рост и его качество может оказывать не только недостаточность инвестиций, но также их избыточность, поскольку во всех случаях инвестиционные затраты оплачиваются потребителем. Решить задачу реформирования единой системы энергетики России предполагалось привлечением частных инвестиций для модернизации отрасли, чему способствовал завышенный прогноз валового внутреннего продукта (ВВП) и соответственно спроса на электроэнергию [9]. Вместе с тем, уровень и структура потребления углеводородных энергоресурсов приводят к бесконтрольному росту отходов, не поддающихся включению в природный обмен веществ. Понимание сложности энергетической проблемы в условиях НТР и глобализации экономических связей привело к объединению международной общественности по разработке новой концепции развития мировой энергетики. Высокая энергоемкость экономики России обусловлена не только технологическим отставанием и расточительством, но и объективными факторами, такими как сложившаяся энергоемкая структура экономики, протяженными транспортными коммуникациями, холодным климатом на большей части территорий, особенно территорий Арктики. Жилые и производственные помещения в северных условиях необходимо дополнительно отапливать, а для транспортировки этого дополнительного топлива, в свою очередь, необходимы дополнительные затраты энергоносителей. Поскольку сегодня одной из самых первоочередных задач для страны стоит задача создания технологий для освоения трудноизвлекаемых природных запасов, которые расположены в труднодоступных местностях, включая и шельф, то прорабатываются и меры, которые способствовали бы стимулированию процессов добычи. Причем для стимулирования добычи трудноизвлекаемого сырья на шельфе России был разработан не только новый налоговый режим шельфовых проектов, но было принято распоряжение Правительства РФ [10], в соответствии с которым предусмотрено категорирование проектов в зависимости от проницаемости коллекторов, а также определение пониженных ставок НДПИ. Для увеличения доли России на растущем рынке СПГ в настоящее время прорабатывается режим организации экспорта СПГ с более широким кругом компаний. Сегодня поддерживаются проекты строительства новых мощностей СПГ на Ямале, на Сахалине и в Приморском крае. Мерой, призванной способствовать активизации внутреннего рынка, является развитие биржевых торгов нефтью и газом. В настоящее время экономика арктического региона представляет собой хозяйственный комплекс, целостную, территориальную хозяйственную систему, где ведущая роль принадлежит отраслям производственной специализации [11]. А комплексность региональной экономической системы предполагает наличие отраслей и видов деятельности обслуживающих и удовлетворяющих потребности базовых отраслей и населения, функционирование систем и объектов производственной, рыночной и социальной инфраструктуры [11]. Повышение уровня инновационного наполнения инвестиций может быть обеспечено, в том числе за счет изменений в налоговой политике, применения более гибких методов. Учитывая низкую рентабельность большинства проектов разработки шельфовых месторожденийАрктики, представляется целесообразным на период освоения территории освободить компании от налога на землю и на имущество (логично считать кадастровуюцену недвижимости неосвоенных участков равной нулю); освободить от НДС и таможенных пошлин ввозимое высокотехнологичное оборудование, а налоги на прибыль и добычу полезных ископаемых (НДПИ) дифференцировать по каждому крупному проекту в зависимости от сложности его реализации, тем самым, выравнивая норму доходности на инвестированный капитал [12]. В 2012 г. Правительством РФ утверждены меры по налоговому стимулированиюработы на российскомшельфе: новые морские месторождения будут освобождены от уплаты экспортных пошлинНДПИ будет взиматься в размере 5% от продажной цены. Льготы могут действовать до 15 лет с момента ввода скважин в промышленную эксплуатацию. Также проектам будут предоставляться нулевые ставки налога на имущество и НДС [12]. В качестве инвестиционного решения для разработки шельфовых месторождений выбран механизм привлечения к масштабным проектам частных иностранных компаний как соинвесторов путем создания совместных предприятий (СП), в том числе на основе проектного финансирования по схеме SPV (Special Purpose Vehicle - специально созданный проектный посредник) [13]. При нем возврат инвестиций и получение дохода осуществляется из денежных потоков, генерируемых самим объектом, созданным 97
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz