Север и рынок. 2015, N 1.

на основе ее инновационного, устойчивого, социального, экономического и экологически сбалансированного развития, обеспечивающего статус области как конкурентоспособного р е г и о н а .» [1]. В настоящее время арктическое направление ставится на главную позицию, являясь стратегически важным современным проектом страны. А Мурманская область имеет серьезные предпосылки стать центром развития проектов освоения арктических пространств. Надо полагать, что в совокупности ресурсный потенциал не только Мурманской области, но и всей арктической территории в долгосрочной перспективе сможет дать большую возможность развитию данного региона. В связи с этим в стратегическом развитии до 2025 г. перед Арктической зоной России возникает объективная необходимость выработки политики, которая обеспечивала бы не только инновационную модернизацию экономики, но и прогрессивное развитие социальной сферы. Возможно, это в значительной степени сократило бы ее нынешнее существенное отставание от соседних полярных регионов по основным параметрам экономического и социального развития. Устойчивое социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации предполагается осуществлять «на основе системного взаимодействия государства, коммерческих и некоммерческих организаций и гражданского общества с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации ключевых инвестиционных проектов, участия государства в устранении инфраструктурных ограничений экономического развития, решении социальных проблем, а также создания экономических механизмов стимулирования хозяйственной деятельности» [2]. Внедрение технологических, организационных и продуктовых инноваций в арктической экономике смогло бы иметь в прогнозный период безусловный приоритет и способно было бы нейтрализовать негативное действие здесь объективных высоких производственных издержек. Формирование научно обоснованной модели социально-экономической политики на всем планетарном Севере и в Арктической зоне должно строиться на принципах многоуровневости в принятии решений, принципах соблюдения национальных интересов, обеспечения экономической и экологической безопасности, высокого уровня и качества жизни населения, устойчивого неразрушающего развития, эффективно инновационного использования природно-ресурсного потенциала [3]. Назрела потребность в применении современных подходов и новейших технологий, а также в использовании техники нового поколения. Такая необходимость возникает и в связи с извлечением огромных природных богатств Арктики и их переработки в будущем. Развитие инновационной деятельности планируется осуществлять c помощью Координационного совета и трех рабочих групп по направлениям: шельф, геологоразведка и повышение коэффициента извлечения нефти. Одной из самых основных задач современной России является задача создания технологий для освоения трудноизвлекаемых запасов природных богатств, либо запасов, расположенных в труднодоступных местах, включая шельф. Однако даже имея громадный природный потенциал, арктические территории крайне нуждаются в инвестициях. Инвестиции являются фактором, определяющим темпы экономического роста, а энергетика доминирует в функционировании и росте экономики России (доля добавленной стоимости продукции топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в ВВП страны составляет 30%, в налоговых поступлениях в бюджет страны - 50%, в валютной выручке от экспорта - 70%). Поэтому понимание сущности инвестиций позволяет оценить влияние инвестиционной составляющей на макроэкономические показатели развития экономики (структура национальной экономики, занятость, величина доходов и др.), исходя из значимости российского ТЭК не только национального, но и мирового уровня. Оно также позволяет выявить факторы, определяющие инвестиционные решения, и сформировать сценарий реализации экономической политики инвестиционного процесса в энергетическом комплексе, в том числе с позиций национальной инвестиционной безопасности. Затянувшийся глобальный кризис обусловил снижение прогнозов роста экономики и, следовательно, энергопотребления (рисунок) [4]. Нельзя не отметить тот факт, что в последние годы российская экономика росла не столько за счет реализации инвестиционных проектов, сколько за счет потребительского спроса, который стимулировался государственным заказом и ростом доходов в бюджетном секторе (индуцированные инвестиции) на фоне высокой зависимости от цен на углеводороды, ухудшения демографических показателей и вывоза капитала. Наступающий предел такого роста обуславливает необходимость модернизации экономики [5]. 95

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz