Север и рынок. 2015, N 1.
Более половины из них хоть и неформально, но создают рабочие места для своих односельчан, остальные, кто в основном работает на себя, формирует базу для семейного бизнеса Построенная классификация предпринимательских практик3 выявила три основных группы предпринимателей, которые принципиально отличаются своим экономическим поведением [14]. Предпринимательские практики фермерских хозяйств и частных предпринимателей (Республика Карелия) Типообразующие Модель поведения чисто переходная признаки потребительская предпринимательская предпринимательская Рынки Имеет устойчивую Постоянные + Случайные нишу на рынке. случайные покупатели. покупатели + соседи, Полифункциональное Полифункциональное родственники хозяйство хозяйство На рынок выходит с одной продукцией Аттитюд Активная рыночная позиция Ориентация на рынок Ориентация на личное потребление. Поведение Реализация товарного Сужение производства Эпизодический выход производства. в ситуации ограничения ресурсов и отсутствия рынков сбыта на рынок Стратегия Расширение и Мелкотоварное Потребление в рамках интенсификация экстенсивное домохозяйства. производства производство. Выживание Первая группа - «чисто предпринимательская» - представлена сложившимися хозяйствами, имеющими стабильный спрос на свою продукцию, способными диверсифицировать свое производство с учетом конъюнктуры рынка, хотя испытывающими временные материальные трудности. Сами предприниматели обладают достаточно высокой культурой бизнеса, повышая ее уровень в обучающих международных и российских программах. Это та группа, которая в благоприятных институциональных условиях сама станет ключевым звеном сельского хозяйства региона. Имеет, как правило, официальный статус, успешный, в основном с высшим образованием, имеет положительный опыт деятельности, достаточные производственные ресурсы и создает официальные рабочие места для жителей поселения, включен в хозяйственные связи района и республики. Вторая группа - «переходная предпринимательская» - является самой представительной, но недостаточно развитой с точки зрения рынка. Представители этой группы готовы сужать производство и уходить в потребительские стратегии при падении рынков и сокращении материальных ресурсов. Требуют дополнительного государственного вмешательства через современные механизмы поддержки - дотации, кредиты, субсидии, субвенции. При таких условиях способны наращивать и интенсифицировать производство. По крайней мере, половина из них являются потенциальными «зелеными» семейными фермами, активными агентами рынка сельскохозяйственной продукции. Зачастую не имеют официального статуса, в основном со среднетехническим образованием, иногда с высшим, имеется необходимая производственная база, требующая обновления, создают неофициальные рабочие места для жителей своего поселения. Представители третьей «потребительской» группы исследованных предпринимателей ориентированы на внутрисемейное потребление, на рынок выходят эпизодически. Для рынка не представляют значимости, но выполняют на сегодня ключевую социальную роль - обеспечение жизнедеятельности своей семьи. Не имеют официального статуса, с высшим или среднетехническим образованием, не имеют достаточной производственной базы, работают в основном на себя, нередко имеют прошлый негативный предпринимательский опыт. 3Классификация построена на основе полуформализованных глубинных интервью 80 сельских предпринимателей Пудожского района Республики Карелия. Обследование проведено в 2008 г. 90
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz