Север и рынок. 2015, N 1.

продукции в структуре питания своей семьи. Отличие состоит в менее благоприятной социальной структуре домохозяйств, в которой представлены иждивенцы, что неизбежно снижает параметры материальной обеспеченности и ограничивает потребительские возможности, которые, тем не менее, не являются сужеными. Рассмотренный тип, как и предыдущий вполне активен, ориентирован на собственный потенциал, но имеет меньше шансов на устойчивое материальное благосостояние, которое при неблагоприятном стечении обстоятельств может перейти на уровень «самоограничительных» потребительских стратегий, т.е. стратегии пассивного типа. 4. «Пассивные» домохозяйства, составившие 36% в выборочной совокупности обследованных сельских домохозяйств, не участвуют в сфере мелкотоварного производства, имеют низкие производственные параметры личного подворья, отсутствует активность в сфере дополнительной занятости, сужена структура доходных статей бюджета и соответственно сужен спектр потребительских возможностей, имеют неблагоприятную социальную структуру, в которой представлены иждивенцы. Рассмотренный тип, в отличие от предыдущего, отчетливо находится на уровне «самоограничительных» потребительских стратегий, т.е. стратегий пассивного типа, имея суженые параметры как социального и производственно-хозяйственного, так и адаптационного потенциалов. 5. «Эксклюзивные», составившие 15% в выборочной совокупности обследованных сельских домохозяйств, характеризуются следующими особенностями. Как и предшествующая группа, не участвуют в сфере мелкотоварного производства, имеют низкие производственные параметры личного подворья, отсутствует активность в сфере дополнительной занятости, сужена структура доходных статей бюджета и соответственно сужен спектр потребительских возможностей, имеют неблагоприятную социальную структуру, в которой представлены иждивенцы и наблюдается острый дефицит работников. По существу, эта группа близка по представленным параметрам к группе «пассивных». Представленные типы экономического поведения и проективно-адаптационных стратегий сельских домохозяйств доказывают, что на фоне внутренней неоднородности в рамках сельского сообщества имеются социальные группы, способные формировать устойчивый социальный «каркас» современного российского села. Выявленные немногочисленные, наиболее жизнеспособные и устойчивые социально-экономические структуры сельских сообществ, прежде всего, в лице домохозяйств, способных адаптироваться к современным условиям, становятся проявлением качественно новых социально-экономических процессов, так как в условиях сворачивания системы государственного патернализма и отсутствия развитых форм социальной ответственности бизнеса, они являются практически единственными структурами, обеспечивающими не только экономическую, но и социальную устойчивость сельского сообщества. В рамках именно этих социальных групп формируется слой предпринимателей нового типа. Типология поведения экономического поведения и проективных стратегий малого бизнеса на примере сельского предпринимательства Анализ предпринимательских практик сельского малого бизнеса позволил зафиксировать основные проблемы сектора малого предпринимательства, осуществляющего свою деятельность в сельских поселениях в сложившихся институциональных условиях. Результаты исследования показали, что малый бизнес на 50% находится в неформальном (секторе), что объясняется следующими причинами. Первое - высокие трансакционные издержки по исполнению формальных правил, обусловленные высокими административными барьерами, нестабильные, часто меняющиеся законы, многочисленные институциональные ловушки. Второе - вытекает из первого: когда предприниматель не уверен в завтрашнем дне, его деятельность строится так, как будто это последний день его бизнеса. Для сельских поселений неформальный статус малого предпринимательства имеет неоднозначные последствия. С одной стороны, его неформальные отношения с местным населением упрощают и удешевляют трансакции для местного населения, которое имеет более широкие возможности «подработать». С другой стороны, сельские поселения не получают стабильных рабочих мест, экономического эффекта в виде отчисляемых налогов, а также широкого привлечения предпринимателей к делам местного сообщества, что влечет за собой долговременные негативные социальные эффекты по разрушению социальной среды [14]. Вместе с тем, результаты исследования показали, что предприниматели участвуют в формировании социально-экономического каркаса поселений и населенных пунктов (таблица). 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz